free website generator

 

 

 

 

Первый сеанс

Отсчёт своей истории кинематограф Татарстана ведёт со 2 мая 1897 года, когда в Казани состоялся первый сеанс кинематографа Люмьера. О том, что это было не рядовое событие, свидетельствовало то, что для показа был отведен прайм тайм, пятница, и лучший в городе зрительный зал Городского театра, а также то, что анонсировали, а затем, и рецензировали его, все печатные издания, от серьезных изданий до бульварной прессы. По оставленным впечатлениям можно сделать вывод, что первый сеанс прошел на хорошем техническом уровне, репертуар состоял из нескольких картин разных жанров, демонстрация шла под театральный симфонический оркестр.

Первая съемка

16 апреля следующего, 1898 года, в Городском театре были сделаны первые самостоятельные съемки, которые вызвали огромный интерес у жителей города. Это была сцена выхода Казанско-Саратовского товарищества драматических артистов из городского театра после репетиции любимейшего в тот период публикой спектакля «Трильби» Дюмурье. В одной из ролей в постановке был запечатлен молодой артист Василий Качалов. Съемка стала возможной благодаря случаю. Вот объявление, опубликованное в «Казанском телеграфе» 7 октября 1898 года.

«!!!Весьма редкий случай!!! Продаётся по случаю настоящий и при том усовершенствованный, новейшей конструкции «СИНЕМАТОГРАФ» Люмьера, купленный лично у самого изобретателя, демонстрировавшийся заграницей и в России с громадным успехом, и к нему все принадлежности для демонстрации при электрическом, так и при эфирно-кислородном освещении и все принадлежности для съемки видов, более ста высокохудожественных картин, большинство которых помимо их общего интереса, учебным начальством признано весьма полезным в педагогическом отношении1».

Первые киноустановки

Период с апреля по октябрь 1898 года стал активным временем для демонстрации кинематографических лент на различных летних площадках. Не оставались в стороне и государственные структуры. В январе 1900 года на Никольской площади был открыт ежедневно с утра до вечера «Музей Шульце-Беньковской». Известно, что входная плата там была 10 копеек. Так, в зале Государственной думы проводились бесплатные общедоступные

чтения для детей не моложе 8 лет – «Босоногая команда», которые «иллюстрировались картинами волшебного фонаря2».

Первые деревянные постройки, специально отведенные для демонстрации кинематографа, появились в Казани в 1905 году, причём занимались этим как местные, так и заграничные купцы. Так в Национальном архиве РТ хранится подписанное 14 декабря 1905 года прошение австрийского подданного И.Менцеля, где он просит разрешения «на постройку временного деревянного балагана для помещения кинематографа и туманных картин» на Николаевской площади г. Казани. В подобных кинотеатрах демонстрируются сводки с фронта русско-японской войны, сценки из жизни животных зоологического сада, и т.д. Впервые подбирается программа для татарского населения: виды Мекки, ночная молитва.

Хотя кинематографу еще недоступна свобода, дозволенная театральным постановкам того времени, кинематограф быстро завоевывает свою нишу, становясь неотъемлемым атрибутом досуга горожан.

К 1908 году в Казани было уже 8 театров-кинематографов, и около двух десятком ресторанов, гостиниц и трактирных заведений получили право установки киноаппаратов для демонстрирования картин. Первые залы почти не отличаются от залов для собраний или концертов. Основными помещениями были зрительный зал со светоотражающим экраном, аппаратная, где размещался кинопроекционный аппарат, а также место для музыкального оркестра для сопровождения картин. Количество их неуклонно растёт, несмотря на общественные и социальные катаклизмы.

К концу 1916 года, при губернаторе Стрижевском, покровительствующем искусствам, в Казани функционируют уже 17 кинотеатров:

1. «XX век» Рыбнорядская ул., д.Щербаковой, владелец вдова надворного советника М.А. Котелова

2. «Феникс» Николаевская площадь., д. Чукашева, владелец коллежский советник М.Н.Аристов

3. «Художественный Электротеатр»

4. «Фурор» , позднее «Свет» Московская ул., д.Щеглова, владелец казанский купец С.К.Степанов

5. «Пате» Б.Проломная, д. Меркулова

6. Театр «Урания», Б.Проломная ул., д. Соломина, позднее «Театр миниатюр» антрепренёра В.В. Образцова, репертуар которого по образцу существующих уже в Петербурге, Киеве, Одессе и

Харькове, состоял из комедий, фарсов, одноактных драм, опер, оперетт, балетов, водевилей, кабаре и кинематографа. В советские времена кинотеатр функционирует как ДК им. Горького.

7. «Буфф» Воскресенская ул, д. Матвеевского, бывш. Волжские номера, владелец казанский купец С.К.Степанов, впоследствии проданный новому владельцу на Евангелистовской улице.

8. Театр Купеческого собрания «Эрмитаж», владелец вятский мещанин Г.А. Розенберг

9. Театр сада «Аркадия»

10. С 6 сентября 1909 года в помещении, ранее занимаемом кинематографами «Модерн», «Иван», «Общедоступный» заработал кинотеатр «Олимп». Позже, в советское время, это был второй по значимости кинотеатр Казани.

11. «Яр» в Суконной слободе на 2-ой Проломной, владелец Г.Я. Кревер.

12. «Эдиссон» на Воскресенской ул., д. Черноярова.

13. Театр «Люкс» в доме Кекина на ул. Лядской

14. На Арском поле в июне 1915 года было построено здание кинематографа «Палас», который будет работать до 30-х годов, владелец крестьянин И.Егошин

15. «Электра»

16. «Ампир», Казанская ул.,

17. «Триумф» в парке «Русская Швейцария», имел обширное помещение и гигантский, по тому времени, экран.

 

Становление кинопроката в Казани

 

Народ даже в самые трудные времена требовал «хлеба и зрелищ». А кинематограф оперативно отвлекался, делая сюжеты на злобу дня: военные действия, болезнь и смерть Льва Толстого, наводнение в Париже, первый полёт русского воздухоплавателя, всемирные состязания на лыжах, и т.д.- всё находит отражение в хрониках. Активно включаются в кинематографический процесс театральные актёры и режиссеры. «Портрет Дориана Грея» «по сценарию, в постановке и с участием В.Э.Мейерхольда, «Братья Карамазовы» с участием артистов МХАта, «Дочь Пскова» с участием Ф.И.Шаляпина3. Поскольку репертуар менялся каждые 2-3 дня, а фильмокопий было недостаточно, решено было, взяв за образец иностранную систему «рационального проката», поделить кинорынок на районы. В каждом из них была организована сеть кинотеатров, со строгим делением на «первоэкранные» и остальные по имущественному цензу.

Росло число киноустановок в губернии и Поволжье.

 

Цензура как инструмент контроля репертуара кинотеатров

Принимая во внимание, что зрелища, подобные театру и кино служат средством возбуждения населения против Правительства, уже в 1911 году казанский губернатор Стрижевский издаёт циркуляр, в котором предписывает министерству внутренних дел лично просматривать все снимки в кинематографах. Первые цензурные запрещения коснулись картин, «снятых на местах, постигнутых голодом» и хроник дела Бейлиса, сфабрикованного по обвинению его в ритуальном убийстве мальчика 12 лет, которое вызывало массовые беспорядки и еврейские погромы.

 

Понимая идеологическую силу такого демократического вида искусства, как кино, взявшие власть в свои руки Народные комиссары сразу взяли управление кинематографом в свои руки.

 

Перемены после революции

Уже 13 ноября 1918 году при Комиссариате по просвещению был создан киноотдел, в состав которого входило пять человек: два представителя от казанских депутатов О.Гребнёв и А.Догадов, трёх представителей от Союза служащих и рабочих кинема-театров И.Моисеева и К.Рукавишникова и одного представителя Отдела народного образования А.Машкина. В ведение кинокомитета поступили кинотеатры «Электра», «Пассаж», «Большой театр», «Палас», «Свет», «Пате», «Олимп», «Художественый», «Народный», «Ампир» и «Адмиралтейский». Все они были опечатаны. В них проводилась перепись имущества и кинолент. Что же касается частных прокатных организаций, существующих в этот время на территории республики, то им было предписано заключить договора с Госкино, не пожелавшие это сделать подлежали немедленной ликвидации. Каждая лента, демонстрировавшаяся в кинотеатрах, должна была «быть снабжена от цензуры разрешительной карточкой», без этого она не имела право на существование на территории РСФСР. Все кинотеатры обязаны были демонстрировать только кинофильмы, взятые из-законно существующих прокатных контор».

В марте 1919 все дела перешли в киносекцию Губернского отдела по просвещению. В августе 1921 года фото-киноотдел целиком перешел в художественный отдел Главполитпросвета, который и занимался вопросами кино вплоть до 1923 года.

Годы революции и события последующего периода отрицательно сказались на развитии кинодела в Татарии: из-за недостатка электроэнергии ликвидировались кинотеатры. Тяжелое

положение сложилось с кадрами. Часть предпринимателей уехали за границу, оставшиеся прекратили свою деятельность.

Работа кинотеатров в основном держалась на частных арендаторах, которые знали тонкости дела. Положение оных в Советской России красноречиво характеризует письмо в Художественный отдел Главполитпросвета, от арендаторов кинотеатров «Электра», «Олимп», и «Пассаж» от 17 февраля 1923 года. В нём А.Брауде, В.Лавров и В.Егоров жалуются на непомерные налоги, в которые входили: покупка полугодового патента стоимостью 6566 руб.66 коп., и уравнительный налог с исчислением 3% валового оборота и 75% с суммы уравнительного налога. Далее кинотеатры были обязаны выплачивать 15% Госналог с стоимости каждого билета. В пользу Главполитпросвета отчислялось с каждого билета: «Электра»-20%, «Олимп» - 10%, «пассаж» - 15%. В обязанность арендаторов вменялось также бесплатное обслуживание красноармейцев курсантов Совпартшкол в количестве: «Электра» – 3000 человек, «олимп» - 800 человек, и «Пассаж» - 800 человек в месяц. Арендаторы обязывались организовывать на безвозмездной основе празднества в революционно-торжественные дни, периодически отдавать доход в пользу детей, больных туберкулёзом, голодающих и приютов. Кроме того, они платили налог на афиши, световую рекламу. При этом расходы на содержание кинематографа в эти времена исчислялись «золотым рублём», т.е. прокат картин, электроэнергия, реклама повышались соответственно курсу золота. В копеечку влетали уплата содержания и страховки служащих. Постоянная связь с Москвой, как киноцентром, предполагала постоянно растущие расходы на железную дорогу и почтово-телеграфные расходы. Немало стоили и хозяйственные расходы: отопление, ассенизация, текущий и капитальный ремонт.

 

Кинопроизводство после Октября

Первой советской кинохроникальной лентой о Татарии была картина «Взятие Казани», снятая в 1918 году оператором П.Ермоловым (Э.Тессе). Первая демонстрация её была приурочена к третьей годовщине освобождения Казани от белогвардейцев и белочехов в 1921 году. В 25-минутный фильм вошли фрагменты высадки красноармейцев на берег Волги, взрыв около Спасской башни Кремля, похороны убитых бойцов.

 

Создание «Таткино»

13 февраля 1924 года Татнаркопрос выделил из своей системы Татарское отделение государственного фотокиноуправления. Эту дату можно считать началом деятельности «Таткино», как первой самостоятельной организации в Татарской АССР, занимающейся

только вопросами кинематографии, кроме того, «Таткино» стало первой в Поволжье организацией, сосредоточившей в своих руках кинопроизводство и кинопрокат.

Сначала отделение было организовано как паевое товарищество с государственным капиталом в размере 52% и привлечением 48% частного капитала. В разработанном Уставе отделения было записано:

«Татарское кинематографическое объединение учреждается с целью обслуживания культурных запросов рабочих и крестьян, красноармейцев через кино».

 

В задачи «Таткино» входило объединение всего кинодела в республике, прокат картин, эксплуатация всех кинотеатров Казани, организация кинолаборатории и фотоателье, производство киносъемок, а также подготовка работников кино.

В работе «Таткино» было занято сто тринадцать человек, у него имелся штатный представитель в Москве.

За три года своей деятельности «Таткино» проделало значительную для того времени работу как в деле производства хроникальных лент, так и в области кинопропаганды.

Нововведением «Таткино» стала организация показа хроникальных лент перед художественными кинолентами, а также дубляж лент на татарский язык. Одним из важнейших направлений деятельности «Таткино» была работа в деревнях. Вся республика была поделена на 8 районов, в каждый из них выделили передвижку с киномехаником, который работал по точному маршруту и плану так, чтобы в месяц было продемонстрировано не менее 20 фильмов. Таким образом, обслуживали 173 больших села и деревни с населением в 52000 человек.

В феврале 1924 года «Таткино» приняло от представителя бывшего товарищества «Фото-киноработник» в счёт прав со стороны частных пайщиков имущество и оборудование кинолаборатории, в том числе установку для печатания надписей к кинокартинам, проявочные устройства, химикаты. В марте в Москву был командирован заместитель председателя «Таткино» В.Егоров для приобретения киносъемочного аппарата. Через Госкино сделана заявка на закупку за границей 35000 м пленки, разного рода киноматериалов и принадлежностей для обеспечения будущих киносъемок.

Летом «Таткино» начинает делать первые шаги по собственному кинопроизводству. Только за летний период было снято более 800 м кинохроники местной жизни. Отвечая на требование обкома РКП(б) «ускорить реализацию татарского языка на кинолентах», развернулась активная работа по монтажу и дублированию

закупленных в Москве художественных лент, на татарский язык. В короткий срок ленты были переведены и начали демонстрироваться в кинотеатрах Казани. Дублировались фильмы «Мусульманка» - первая советская кинокартина о жизни и быте трудящихся Востока (этот фильм впервые демонстрировался в первом национальном кинотеатре «Чаткы» в день его открытия – 16 октября 1925 года). знаменитая серия документальных хроник - «Киноправда» Д.Вертова, агитфильм «Как Петька ездил к Ильичу» и, наконец, шедевр советской кинематографии «Броненосец Потёмкин».

Окрылённые первыми успехами кинематографисты республики разрабатывают проект условий конкурса сценариев художественного фильма из жизни Татарии, который предполагалось снять при помощи центра.

В 1927 году 8 февраля приказом по Главполитпросвету Наркомпроса Татарской АССР было создано Татарское управление зрелишными предприятиями (ТУЗП) и в апреле того же года уже не «Таткино» а эта организация заключила договор с агентством «Совкино» на съемку к десятилетию Октябрьской революции првого художественного фильма на национальной основе – «Булат-Батыр» - по литературному сценарию местного автора Шакирова. Четвёртую часть расходов (80-100 тыс.руб.) взяло на себя правительство Татарии, остальное приняло «Совкино». Предполагалось, что павильонные съемки будут проходить в Москве, а все натурные – в Казани и её окрестностях. Сценарий был разработан одним из первых сценаристов-профессионалов Н.Зархи. Режиссером картины был назначен Ю.Тарич, а оператором ветеран отечественного кинематографа, уже тогда известный исторически-хроникальными съемками, Г.Гибер.

В мае 1928 года ТУЗП было ликвидировано. Вопросы кинофикации и прокатаотошли в ведение Городского объединения кино и театров (ГОКИТ), а производственная часть была передана центральному акционерному обществу «Востоккино», пайщиком которого стала Татарская республика. В задачи «Востоккино» входила плановая и целенаправленная организация съемок художественных и хроникально-документальных картин из жизни автономных республик и областей. Воссоединятся ГОКИТ и «Востоккино» лишь в марте 1930 года, а к июлю 1931 года ряды киноработников пополнились выпускниками курсов Государственного техникума кинематографии. Это был режиссер Поздняков, оператор Мотков, помощник опретора Тимкин, осветитель Рукавишников, лаборант Рахматуллин, монтажер Хабибуллин. Был образован сценарный цех, где работали Х.Такташ, Р.Ишмуратов, Г.Минский.

С 1 января 1932 года татарское отделение треста «Востоккино» вместе со всеми функциями кинофикации и прокатными пунктами

был передан в ведение «Роскино». Но ровно через год, с 1 января 1934 года, Постановлением Народных Комиссаров АССР за подписью Председателя СНК М.Гаврилова, татарская областная контора «Роскино» ликвидируется. На её базе организовывается Татарский трест по кинофикации при СНК АТССР с функциями по Управлению городской и сельской киносетью АТССР и Татарское отделение треста «Росснабфильм» с функцией по прокату кинокартин. «Кадры работников бывшей конторы «Роскино» распределялись между Татарским трестом по кинофикации при СНК АТССР и Татарским Отделением «Росснабфильм» соответственно по объему присвоенных им функций».

А вопросы кинопроизводства в 1932 году передаются Казанскому отделению «Союзкинохроники». Так казанская киностудия становится дочерним предприятием общесоюзного государственного треста. В 1942 году Казанское отделение было реорганизовано в корреспондентский пункт Куйбышевской студии документальных фильмов и в таком виде просуществовало до 1961 года до создания Казанской студии кинохроники, как самостоятельной организации. На этой базе были созданы десятки фильмов и сотни сюжетов, рассказывающих героическом и самоотверженном труде рабочих и служащих предприятий, колхозников и учёных, об их помощи фронту.

В 1988 году руководство республики пришло к выводу, что содержать две раздельных организации по кинопрокату и кинофикации накладно для государства и создаётся Татарское киновидеообъединение, которое выполняет функции по прокату, кинопоказу и кинообслуживанию населения.

В 1993 году, после получения нового статуса – суверенитета, в Республике резко возрастает потребность в национальном кинопроизводстве. В ответ на это создаётся Государственный Комитет по кинематографии РТ при Кабинете Министров, который станет выполнять еще и функции заказчика на фильмопроизводство. В 2001 Комитет был реорганизован и создано «Управление кинематографией» при МК РТ, которое в 2006 году было переименовано в Государственное учреждение «Татаркино».

Сегодня «Татаркино» объединяет в своей деятельности три направления: фильмопроизводство, кинопрокат и кинопоказ. В региональную сеть входит 34 района и два городских округа, а также с 2009 года Центр российской кинематографии – кинотеатр «Мир». В 2016 году, объявленный Правительством Российской Федерации годом российского кино были восстановлены киноточки в 4 районах: Кукморском, Атнинском, Арском и Мамадышском.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБУК РТ «ТАТАРКИНО»

 

Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Татарстан «Татаркино» создано в целях осуществления творческих и социально-культурных функций некоммерческого характера в области кинематографии.

 

В состав ГБУК РТ «Татаркино» в качестве подразделения входит кинотеатр «МИР». Также ГБУК РТ «Татаркино» имеет филиалы в городах Набережные Челны, Бугульма и Чистополь.

 

Целями деятельности ГБУК РТ «Татаркино» является создание оптимальных условий для развития кинематографии Татарстана, содействие развитию всех видов и жанров отечественного кинематографа как важнейшего компонента национальной культуры и средства укрепления взаимосвязей и взаимопонимания народов Татарстана, защита конституционных прав граждан на культурную деятельность и свободу творчества.

 

Предметами деятельности ГБУК РТ «Татаркино» являются:

 

создание условий в пределах своей компетенции для пользования услугами организаций кинематографии, а также для обеспечения изготовления кинофильмов (документальных, публицистических, игровых и киновидеофильмов иных жанров, кинолетописи республики), осуществляемого в предусмотренном порядке в форме государственного заказа;

 

участие в разработке и выполнении республиканских целевых программ в части, относящейся к реализации государственной политики по созданию и развитию самобытной национальной кинематографии;

 

создание условий в пределах своей компетенции для развития инфраструктуры республиканской кинематографии;

 

разработка совместно с органами местного самоуправления РТ рекомендаций по проектированию и размещению объектов кинематографии;

 

участие в формировании фонда фильмов, определение порядка хранения исходных материалов фильмов и кинолетописи;

 

разработка предложений по совершенствованию системы единого учета и правил публичной демонстрации кино- и видеофильмов для проката на территории РТ;

 

содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации творческих, инженерно-технических работников и специалистов кинематографических профессий;

 

способствование созданию и координации деятельности ассоциаций, советов, других организаций и объединений, призванных содействовать развитию республиканской кинематографии;

 

разработка в пределах своей компетенции инструктивно-методических материалов;

 

содействие в оказании услуг муниципальными организациями кинематографии, осуществлении киновидеопроката на территории Татарстана;

 

приобретение права проката отдельных киновидеофильмов на кинорынках, формирование репертуара, комплектование фильмофонда;

 

организация демонстрации киновидеофильмов населению;

 

организация кинодосуга и обеспечение жителей Татарстана услугами организаций кинематографии;

 

проведение мероприятий по стимулированию зрительского интереса к качественному мировому и отечественному кино; воспитание эстетики восприятия фестивальных программ;

 

разработка и внедрение программ благотворительных кинопоказов для социально уязвимых сегментов общества: детей-сирот, инвалидов, людей, попавших в затруднительные жизненные обстоятельства и других групп. 

 

реализация иных мер, направленных на развитие национальной самобытной кинематографии РТ, развитие связей субъектов кинематографии РТ и РФ.

 

 

 

ДИРЕКТОР

 

Директором ГБУК «Татаркино» является Батраков Владимир Алексеевич

 

Родился 1 мая 1955 года.

 

1978 год – окончил Московский энергетический институт по специальности инженер-электрик.

 

Заместитель директора ДК им. М.С. Урицкого. Ансамбль «Крылья», которым он руководил, неоднократно становился лауреатом городских и республиканских смотров художественной самодеятельности, а в 1980 году получил звание «Народной коллектив».

 

1983 год - директор ДК им. М.С. Урицкого.

 

1995 год - заведующий отделом по культуре и национальным вопросам администрации Авиастроительного района города Казани.

 

1996 – 2005 гг – директор ДК Химиков ОАО «Казаньоргсинтез».

 

2006 г. – Директор республиканского государственного учреждения «Татаркино».

 

Батраков В.А. являлся депутатом городского совета народных депутатов, председателем культкомиссии обкома профсоюза, председателем культмассовой секции КСК района, председателем культмассовой секции СПК объединения, председателем товарищеского суда микрорайона.

 

Награжден Почетными грамотами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, Областного совета профсоюзов, Казанского Горкома КПСС и Городского совета народных депутатов, РК КПСС и райисполкомов, Государственного комитета Республики Татарстан по кинематографии.

 

«Заслуженный работник культуры Республики Татарстан». В 2005 году награжден медалью «К 1000-летию Казани», в 2008 году – Почетной грамотой Татарского республиканского комитета профсоюза работников культуры.

 


 

Государственное учреждение «Татаркино» является «потомком» одной из первых в стране и первой в Поволжье киноорганизации «Таткино», которая начала свою деятельность 13 февраля 1924 года и объединила себе функции кинопроизводства и кинопроката республики. 1 октября «Таткино» было реорганизовано в государственное учреждение.

3 января 1934 года в результате ликвидации Татарской областной конторы «Роскино» было создано Татарское отделение треста по кинофикации «Росснабфильм». 23 марта 1938 года организация переименована в Татарское областное отделение «Союзкинопрокат». С 1942 года отделение «Союзкинопрокат» реорганизовано в Татарскую республиканскую контору «Главкинопрокат», которая позже переименована в Татарскую республиканскую контору по прокату кинофильмов («Таткинопрокат»).

15 декабря 1988 года была упразднена Татарская республиканская контора кинопроката. На базе дирекции киносети, кинотеатров, производственного комбината было организовано Татарское республиканское производственное объединение по кино и видеообслуживанию населения («Киновидеообъединение»). В 1993 году оно было реорганизовано в Государственное предприятие «Татаркиновидеопрокат». 27 февраля 2001 года – переименовано в Государственное Учреждение Республики Татарстан по прокату киновидеофильмов.

С 2005 года «Татаркино» является исполнительной администрацией Казанского международного фестиваля мусульманского кино и занимается организацией кинофорума: программное наполнение, приглашение гостей, реализация параллельных проектов и кинопоказов, продвижение фестивальных мероприятий в СМИ.

14 июня 2006 года – создано Государственное Учреждение Республики Татарстан «Татаркино».

За время деятельности организации расширяется ее функционал и появляются новые возможности для развития киноиндустрии в Татарстане.
С 2012 года наименование организации - ГБУК РТ «Татаркино».

 

 

 

БУДЬ С НАМИ

Наш адрес:
420061, г. Казань, ул. Петра Алексеева, д.3 

Контакты:
Email: tatarkino2007@mail.ru
Приемная - тел.: 273-14-32(ф),
273-03-43;