Фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин"

18 января 1926 года на экраны страны вышел художественный фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин". В основу сценария, авторами которого являются Нина Агаджанова-Шутко и Сергей Эйзенштейн, были положены события, произошедшие в июне 1905 года на броненосце "Князь Потемкин Таврический", когда команда подняла восстание и захватила корабль. В то время на подавление бунта была направлена Черноморская эскадра, но матросы отказались стрелять по восставшим. Жители Одессы поддержали восстание моряков, что привело к кровавому расстрелу толпы царскими войсками.

Получив в 1925 году заказ снять большую эпопею к двадцатилетию первой русской революции, Сергей Эйзенштейн решил создать фильм, сюжет которого основан на реальных событиях.

Фильм был немой, но Эйзенштейну удалось достичь огромной выразительности благодаря "особому монтажу". Режиссер мастерски выстроил сцены, рассчитав их чередование.

Критики отмечали работу операторов - Владимира Попова и Эдуарда Тиссэ, которая отличалась оригинальными точками съемок, неожиданными ракурсами, смелыми монтажными сопоставлениями дальних и общих планов с крупными планами и кадрами деталями. Они вовлекали зрителя в самую гущу происходящего. Фильм был снят и смонтирован в течение четырех месяцев.

Официальный просмотр "Броненосца Потемкина" прошел 24 декабря 1925 года в Большом театре на торжественном заседании, посвящённом 20 летию Первой русской революции. Впервые за всю историю Большого театра здесь демонстрировалось кино.

Премьера фильма состоялась 18 января 1926 года в 1-ом Госкинотеатре (ныне кинотеатр "Художественный" на Арбате). Фасад кинотеатра представлял собой макет броненосца, внутри висели спасательные круги и морские флаги, а весь персонал был одет в матросские костюмы. Перед началом показа горнист играл гимн восстания. Лишь за первые недели фильм посмотрели свыше 300 тысяч советских зрителей. Зрители почти хором читали надписи на экране.

Первоначально немой фильм был озвучен в 1930 году, восстановлен первый раз в 1950 году, а второй раз - в 1976 году на киностудии "Мосфильм". Последняя редакция фильма была создана под художественным руководством Сергея Юткевича. Режиссером восстановления был Дмитрий Васильев. В 1950 году музыку к фильму заново написал Николай Крюков.

Самое знаменитое музыкальное сопровождение связано с именем Дмитрия Шостаковича, который написал музыку к фильму в 1965 году. Когда в 1976 году фильм был перенесён на более совершенную плёнку, то в качестве музыки к нему были использованы симфонии Дмитрия Шостаковича: Симфонии №5, №8 и №10 и "1905 год". Они так гармонично подошли к изображению, что многие части музыки и фильма совпали практически один к одному.   Попытки озвучить фильм предпринимали даже модные зарубежные группы.  

Считается, что с фильма "Броненосец "Потёмкин" в России появился цветной кинематограф. Красный революционный флаг раскрашивался на пленке вручную. На пленке того времени невозможно было воспроизвести красный цвет, который на экране выглядел черным, в итоге Эйзенштейн заранее снимал флаг белого цвета, а затем уже на копии фильма кисточкой раскрашивались все 108 кадров с флагом. Всего было отснято почти 5 тысяч метров пленки. С января 1926 года фильм Сергея Эйзенштейна начал своё триумфальное шествие по стране и некоторым странам мира. Тогда же негатив фильма был продан в Германию и перемонтирован режиссером Пилем Ютци. В мировой прокат вышел в основном именно этот, искаженный вариант ленты Эйзенштейна. В СССР негативы фильма были возвращены из Германии только в 1950 году.

В Германии "Броненосца" ожидал огромный успех. Когда там в одном из городов запретили показ фильма, люди вышли с протестами на улицу. Немецкая прокатная фирма через суд добилась разрешения на показ фильма, он был выпущен на экран, но с большими купюрами. Была показана картина и в США. И здесь американская цензура, внесла в него существенные "поправки". В большинстве странах мира публичный показ картины был запрещён. Во Франции это запрещение было снято лишь в 1953 году, в Японии ­– в 1959 году. Кинозрители Португалии смогли увидеть фильм только в 1975 году.

В 2005 году на Берлинском кинофестивале прошла премьера отреставрированной версии знаменитого кинофильма Сергея Эйзенштейна. В ходе реставрации были восстановлены утерянные ранее кадры и промежуточные титры, в частности, восстановлены оригинальные слова Троцкого в прологе фильма, запрещенные цензурой, купюры в сцене на Потемкинской лестнице. Реставрация фильма проводилась при поддержке Британского института кинематографии и Федерального киноархива Германии.

Фильм "Броненосец "Потемкин" оказал огромное влияние на мировой кинематограф, об истории его создания, о структуре фильма написано множество книг. Многие профессиональные мировые сообщества не раз признавали картину Эйзенштейна одним из величайших фильмов в истории. Этот немой фильм, совершивший настоящую революцию в киномонтаже, был отмечен Американской Киноакадемией еще в 1926 году и с тех пор регулярно включается в число величайших фильмов в истории кинематографа. В 1958 году в рамках Всемирной выставки в Брюсселе бельгийская синематека провела опрос, чтобы установить "лучший фильм всех времён и народов". В нём приняли участие выдающиеся критики и киноведы из 26 стран мира. Первое место занял фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потёмкин", получивший 110 голосов из 117. В 1978 году, по состоявшемуся опросу киноведов всего мира, этот фильм был назван первым среди ста лучших фильмов.

В 2010 году британское издание о кино Empire выбрало "100 лучших неанглоязычных фильмов" и поставило картину Эйзенштейна на третье место.

В 2011 году фильм Сергея Эйзенштейна демонстрировался в кинотеатрах США: 14-20 января - в Нью Йорке, во время кинофорума, а с 18 по 24 марта 2011 года – в Лос Анджелесе.

Источник: РИА Новости

Подпишитесь на рассылку
Получайте последние новости и будьте в курсе
грядущий событий