Обзор программы КМФМК-2017: РОССИЯ – ИСЛАМСКИЙ МИР

В программу XIII Международного фестиваля мусульманского кино в этом году впервые включена секция параллельных показов «Россия — Исламский мир». В рамках секции будут представлены фильмы стран-участниц одноименной группы стратегического видения.

Обзор программы КМФМК-2017: РОССИЯ – ИСЛАМСКИЙ МИР


В программу XIII Международного фестиваля мусульманского кино в этом году впервые включена секция параллельных показов «Россия — Исламский мир». В рамках секции будут представлены фильмы стран-участниц одноименной группы стратегического видения.

"Россия - Исламский мир" – самая обширная и богатая по географии программа фестиваля. В неё вошли 20 фильмов из 27 стран-участниц группы. Она, подобно разноцветной фреске, отражает множество фрагментов жизни мусульман в разных концах Земли. Зрители смогут познакомиться с фильмами стран-участниц группы в рамках программ секции: «Кино Алжира», «Афганистан — открытая страница», «Каникулы в Бангладеш», «Египетские ночи», «Индонезийское кино», «Ирак: война и мир», «Кино Ирана», «Казахстан: вчера, сегодня, завтра», «Катар», «Киргизия — страна короткого метра», «Сделано в Ливане», «Марокканская панорама», «Нигерийская экзотика», «ОАЭ: пестрая лента», «Пакистан в жизни и в кино», «Сирия: в зоне внимания», «Гастроли в Судане», «Таджикистан: фарсинема», «Тунис — новые локации», «Турецкий марш».

Подпрограмма «Кино Алжира» представлена короткометражным игровым фильмом «Кусайла».Так зовут одиннадцатилетнего мальчика, который очень привязан к бабушке. Параллельно, режиссер Тахар Хоучи знакомит зрителей с француженкой Лолой, приехавшей отыскать своего сына, а также с Рмимезом, бывшим художником, который покинул свой родной город из-за произошедшего там вооруженного конфликта. Как ни странно, именно смерть сводит в одной точке этих людей. Мечтая попасть в рай к бабушке, Кусайла, зарабатывает монетку, которую должен отдать лодочнику мифической реки, разделяющей жизнь и смерть.В фильме алжирского режиссера есть некая недосказанность, условность, оставляющая зрителю простор для размышления над тем, как жизнь побеждает смерть.

Будоражащий фильм Ахмада Зия Араша «Птица была не птицей» представленный в подпрограмме «Афганистан – открытая страница», – о том, как война и ненависть рушат судьбы людей. Герой картины, молодой,добросердечный юноша Юсуф, желает вытащить семью из нищеты и сделать предложение любимой девушке Гизо, мать которой поклялась выдать красавицу дочь замуж только за состоятельного человека. Юсуф вынужден искать менее убыточный заработок, чем продажа птиц.Оценив наметанным глазом состояние Юсуфа, буквально мёртвой хваткой в него вцепляется служитель местной мечети, предлагая ему новое дело. «Эта работа дважды выгодна, - уговаривает он, - С одной стороны, ты будешь получать хорошую зарплату по мере ее исполнения, с другой, обеспечишь себе место в раю».Так, неожиданно для себя, Юсуф, оказывается в школе одной из террористических организаций.Что его ждет дальше?..

Абдулла Мохаммад Саад, режиссер из Бангладеш, не случайно назвал свою киноработу «Прямой эфир из Дакки», поскольку фильм действительно снят в документальной манере, как если бы за главным героем, Саджадом, постоянно следила камера. Впервые мы видим его в проёме узкого коридора, образованного близко построенными зданиями. Он затравленно озирается, словно чего-то боится или чувствует спиной взгляд зрительного зала. Перед нами человек, фатально загнанный в угол, словно волк в логово. Инвалидность и безработица - делают невозможным платить кредиты и существовать. Брат – наркоман, требует денег, чтобы не умереть от ломки. Страну лихорадит от вечных забастовок и демонстраций. Случайно угодив однажды в эпицентр разъярённой толпы, герой лишается машины и чудом остаётся жив. Беззаконие (повсюду свирепствуют рвачи и мошенники), нищета (по статистике, Бангладеш – одна из самых бедных стран Азии), словом, всё, что окружает Саджада, малопригодно для жизни. Он мечтает уехать в Россию, чтобы заработать денег, просматривает в интернете виды русских берёз и снега, но получает отказ на оформление визы. Единственное ценное, что есть у Саджада – девушка, которая по-настоящему любит его. Но загнанность героя не позволяет ему заметить и оценить это. Идея покинуть страну и разом избавиться от всех проблем стала у него навязчивой.
Фильм бангладешского режиссера снят в черно-белом цвете, что усиливает ощущение депрессивного состояния героя и всего, что его окружает. Он будет представлен в подпрограмме «Каникулы в Бангладеш».

Кадр из фильма:"Прямой эфир из Дакки"

Прямой эфир из Дакки.jpg


Главный герой одноимённой драмы фильма индонезийского режиссера Викаксо Висну «Тура»– трудолюбивый работник, примерный семьянин, назначается ответственным по деревне. Именно его глазами мы наблюдаем за происходящим. В деревне властвует господин Дарсо. Ему принадлежит земля, на которой построена деревня, – десяток грубо сколоченных из бросового дерева и картона халуп, без электричества и газа. Только за то, что они живут на этой земле, люди,с утра до ночи, работают на своего арендодателя за мизерную заработную плату. В результате, их благосостояние близко к нищете, настроение – к отчаянию, они фактически и морально погружены в темноту беспросветного существования. Терпеливая и заботливая, жена Тура – Пакел –могла бы стать хорошей матерью, но отказывается иметь детей. В мутных водах местной речушки часто находят трупы новорожденных. Бабушка и девочка, живущие вместе, отказывают себе в еде, чтобы поддержать друг друга.Однажды один из крестьян, словоохотливый Джадаг, пытается поднять людей на восстание против помощников босса, ибо это они, а не хозяин, по его мнению, виноваты во всех несчастьях. Чем это кончилось, зрители увидят в подпрограмме «Индонезийское кино».

Фильм подпрограммы с романтичным названием «Египетские ночи»«Фабричные девчонки» режиссера Мохамеда Хана поведает историю одной из девушек, работающих на фабрике готового платья. В цех, где трудится порядка тридцати разномастных девчонок, начальником назначается молодой красавец Салах. И, конечно же, за толику его внимания устраивается настоящее соревнование, но только главная героиня Хийям больше других преуспевает в этом. «Есть в тебе что-то восхитительное»,– скажет Салах перед тем как впервые поцелует девушку. Но «те, что смотрят наверх, рискуют сломать себе шею!»– скажет одна из девушек. Хийям становится объектом зависти и ненависти со стороны подруг и близких, снежным комом покатится дурная слава о ней, доведя девушку до отчаянного поступка...

Кадр из фильма "Фабричные девчонки"

Фабричные девчонки.jpg


Подпрограмма «Казахстан: вчера, сегодня, завтра» расскажет о том, как бережно в Казахстане хранятся традиции. Примером тому станет документальный фильм «Легенда о Шынжыртас», рассказывающий богоборческую легенду о том, как по вине небережливого и дерзкого сына бог Тенгри навеки приковал его отца Адама к скале, которую бдительно охранял беркут.

Кадр из фильма "Легенда о Шынжыртас"

Легенда о Шынжыртас.png


Иранские фильмы – частые, если не сказать постоянные, гости фестиваля мусульманского кино со дня его основания. «У иранских фильмов достаточно высокая внутренняя конкуренция. Как правило, на фестиваль их приходит много. В конкурс попадают те, что актуальнее, свежее или каким-то образом выделяются на общем фоне», –прокомментировала иранскую подпрограмму «Иран: в жизни и в кино» программный директор фестиваля Альбина Нафигова. Один из фильмов программы, «Длинный день» Бабака Бахрамбейджи расскажет о действительно длинном дне главного героя. Шахин приехал на родину в Иран из Германии, где живёт последние шестнадцать лет. Он – художник, и здесь у него должна состояться выставка. С первых минут фильма мы видим человечность Шахина. Он просит брата Самана остановить машину, увидев на дороге смертельно раненного пса, относит бедолагу в сторону от шоссе, последние минуты своей короткой жизни собака проводит в его объятиях. В ответ Саман обращается к Шахинус просьбой выманить из дома одного из своих должников. Так Шахин знакомится с девочкой, а затем её мамой. С помощью малышки Шахину действительно удаётся передать должника в руки правосудия. Но «мы не всегда знаем, будет ли лучше другим от наших поступков»,– понимает Шахин, дожив этот день до конца.

Кадр из фильма "Длинный день"

Длинный день.jpg


Фильм иранского режиссера Маджида Эсмаэли-Парса «Рулевой» расскажет трогательную историю двенадцатилетнего мальчика Хасана. Озеро Урмия, на котором жила его семья, пересохло. Мать Хасана, любившая море, умоляла мужа спасти его, и тот, действительно, боролся, ходил по кабинетам, писал письма. Не выдержав огорчения, мать мальчика умерла, а отец, взяв саван, ушел в неизвестном направлении. Брат Хасана настаивает на продаже корабля, который долгое время был кормильцем семьи, а сейчас беспомощно стоит на мели. Но Хасан и его новый друг,темнокожий Наджми, делают всё, чтобы спасти надежду. Этот фильм о детской дружбе и о великой силе принятого решения.

Кадр из фильма "Рулевой"

Рулевой.jpg


Показ программы «Россия-Исламский мир» запланирован во всех кинотеатрах г.Казани, сотрудничающих с фестивалем мусульманского кино. Фильмы, представленные в программе, можно увидеть в кинотеатрах «Корстон», «Родина». Основная часть программы показов пройдет в Казанском Кремле. Там же, в музее исламской культуры в рамках фестиваля будет проходить выставка, а также «Круглый стол» кинематографистов исламских стран, где участники фестиваля смогут поделиться впечатлениями.


Ирина УЛЬЯНОВА


Подпишитесь на рассылку
Получайте последние новости и будьте в курсе
грядущий событий