Филипп Абрютин – российский режиссер продюсер, художественный руководитель фестиваля «Золотой ворон» на днях стал гостем ГБУК РТ «Татаркино» и принял участие в Республиканском семинаре-совещании руководителей кинематографических учреждений Республики Татарстан.
Он поделился своим мнением о нынешней ситуации в кинематографе России и о фестивальном движении.
Татаркино: Прошли переговоры о Вашем участии в XVIII Казанском международном фестивале мусульманского кино. Какие площадки фестиваля Вас интересуют?
Филипп Абрютин: Есть большое желание принять участие в деловой программе фестиваля. Нас привлекают кинорынок и питчинг, поскольку у нас самих есть проекты, которые мы могли бы прокатывать в Татарстане, а также нам интересны другие проекты, которые мы могли бы брать в разработку под реализацию здесь или в других регионах. У нас многовекторные интересы по поводу фестиваля мусульманского кино.
На счет участия наших картин в конкурсе – отберет их комиссия или нет, мы не знаем, но надеемся попасть в конкурсную программу, либо во внеконкурсную. Главное – не только призы, но и встречи со зрителями.
ТК: Большое количество кинофестивалей на территории России и за рубежом сейчас стали недоступны. В этом году молчат многие даже многолетние форумы. Как Вы считаете, каким-то образом повлияет ли это на ситуацию с кинематографом в стране?
ФА: Изменения в фестивалях безусловно есть, я думаю, вряд ли это повлияет на ситуацию кинематографа в целом. Ситуация, связанная со спецоперацией, с санкциями, жестким давлением со стороны западного мира – это все в целом оказывает влияние и на кино, и фестивальное движение, и на прокат. Что касается именно изменений фестивального движения, конечно, для многих изменения будут болезненными. Я понимаю, что многие привыкли к тому, что есть фестивали не для всех, есть элитные, очень часто закрытые. Многие молодые кинематографисты пытались туда попасть, и это была их заветная мечта. И попасть скорее даже не на фестиваль, а в определенную тусовку. Сейчас очевидно, что фестивали наконец-таки станут выполнять ту функцию, которую должны. Это мостик между кинематографистами внутри своего сообщества и зрителями. Сегодня мы отправляем свои картины на множество фестивалей, и не переживаем по поводу того, как они между собой конкурируют. Мы знаем, что все сейчас друг друга поддерживают и радуются, что хороший фильм покажут сегодня в Казани, потом в Чебоксарах, потом в Санкт-Петербурге. Мы должны расширять зрительскую аудиторию и таким образом продвигать российское кино.
ТК: А, в частности, на коммерческий кинотеатральный прокат?
Что касается изменений в прокате – да, для многих болезненные изменения. Но они коснутся тех, кто ограничивался исключительно демонстрацией фильмов и продажей билетов. Те же учреждения, которые работали со зрителями, которые знают свою аудиторию, их предпочтения, кто работает со школами, сообществами – спортивными, научными, или просто знают жителей близлежащих районов, которые знают своего зрителя в лицо, - они будут также привлекать зрителей на российское кино, которому места стало больше. Это, безусловно, для российского кинематографа очень хорошие изменения и большой шанс. Вопрос – насколько успешно мы воспользуемся этим шансом? Есть много картин, которые не доходили до зрителя в кинотеатрах по разным причинам – некоторые в силу не самого высокого качества. Такие ленты сегодня могут вызвать чувство неприятия у широкого зрителя. Надо выбирать такие, которые соответствуют ожиданиям, выполнены на высоком художественном и техническом уровне, являются носителями культурного кода России. Вот здесь и возникает понятие «репертуарная политика»: работникам кино надо четко и хорошо выбирать картины. Владельцы кинозалов раньше заполняли прокат под диктовку крупных дистрибьюторов, которые часто насильственно, шантажируя блокбастерами или целыми пакетами блокбастеров, заставляли прокатывать всё, что можно было, типа голливудских новинок или фильмов уровня «Б». Остается время на российское и семейное кино или нет – никого не волновало. Сейчас как раз время интересное, кризис. Но любой кризис – это время новых возможностей. Призываю не отчаиваться, а, наоборот, работать. Каждый из нас должен делать свое дело максимально качественно – это важно для всей индустрии.
Накануне публикации интервью, стало известно о доступности в программе «Пушкинская карта» всех фильмов российского производства. Теперь программа будет охватывать российские фильмы, включая киноленты, созданные без государственной поддержки, после их одобрения Минкультуры РФ.
Программа «Пушкинская карта», по которой молодые люди могут приобретать билеты в музеи, театры и на другие культурные мероприятия, была запущена в 2021 году по инициативе Президента России Владимира Путина. Проект быстро набрал популярность. В первые четыре месяца около 3,7 млн человек приобрели билеты более чем на 2 млрд рублей. С 1 января 2022 года лимит таких карты был увеличен с 3 тыс. до 5 тыс. рублей в год.