Итоги конференции качества
В государственном учреждении «Татаркино» прошла конференция качества кинопродукции, произведенной по государственному заказу. В мероприятии приняли участие приглашенные киноведы и кинокритики, а также татарстанские кинематографисты. Это уже четвертая конференция, которую государственное учреждение, отвечающее за производство и прокат фильмов, проводит с целью повысить уровень картин, произведенных по государственному заказу.
Начиная со второй конференции, 2015 года, стало привычным приглашать на обсуждение сторонних киноведов и критиков. В этом году это были кинообозреватель «Фонтанка», «Кино-театр», «Фильм.ру», «TameOut», «Синематика», «Независимое движение» и многих других. Участник и член жюри различных кинофестивалей, член экспертных советов в России и за её пределами, Иван Чувиляев из Санкт-Петербурга, И специалист по региональному кино, постоянный обозреватель журнала «Искусство кино», Член Гильдии кинокритиков России, член экспертного совета премии «Золотой овен», лауреат премии Гильдии кинокритиков России Сергей Анашкин (Екатеринбург).
На суд критиков и кинематографистов были представлено 15 документальных и игровых фильмов различной тематики. из них созданы за счёт государственного бюджета, остальные - независимые проекты. Каждый пришедший на конференцию кинематографист, критик или просто неравнодушный зритель, имели возможность высказать своё мнение. Картины оценивались с точки зрения соответствия теме лота, идейно-художественной ценности и потенциальной прокатной судьбы.
Подводя итоги конференции качества, приглашенные критики так отозвались о положении кино отрасли в Республике Татарстан:
«С одной стороны, очевиден рост: как минимум, радует число независимых проектов, - сказал Иван Чувиляев, - Их качество, по сравнению с моим присутствием на подобной конференции три года назад, тоже резко возросло. Это серьезное, профессиональное и самобытное кино, каждая из лент более чем достойна внимания, у многих из них высокий международный потенциал. Надо добавить, что практически каждой картине не хватает одного и того же: свежего глаза. И , конечно, дополнительного, пусть даже небольшого, финансирования. В случае с независимыми кинематографистами можно и даже нужно применять международную практику: поддерживать уже готовые проекты, выделять им средств на постпродакшн, оплачивать фестивальные взносы и т.д. В общем, желаю «Татаркино» теснее работать с молодыми независимыми авторами - это те инвестиции, которые принесут неоценимый доход».
С другой стороны, - посетовал критик, - существует практика "автоматического кино". Лент, в которых задание понимается буквально, а выполняется формально. Сказано - фильм про безопасность на дорогах, снимаем примитивную телевизионную социальную рекламу. Тут не никакого творческого подхода, да и выгоды Татарстан от этих лент иметь не будет. Стоят они дорого, что с ними в итоге делать неясно. Тратить миллион на телерекламу, которую два раза покажут в школах - баловство, порочная практика, которую нужно сворачивать. На мой взгляд, тут проблема только в исполнителях. Попади те же задания в руки молодых независимых авторов - результат был бы куда более серьезным и даже имеющим потенциал в прокате».
«В этом году Конференция качества скорректировала свою концепцию: ставка была сделана демонстрацию многообразия творческих поисков кинематографистов Татарстана. – рассказал он нашему корреспонденту, - Вот почему в программу вошли как фильмы независимых авторов, снятые без финансового содействия Татаркино, так и картины, созданные при государственном финансировании. Бросалось в глаза отсутствие на конференции Алексея Барыкина, его фильмов и его учеников. Без них панорама кино Татарстана остается все же неполной.
Должен признать – за последние годы средний уровень местных картин заметно вырос, фильмов любительского уровня в программе не оказалось. Конечно, попадались работы, сделанные для галочки: нужно держать свои студии на плаву, работать с малым бюджетом (большого не дали), снимать то, что заказано, а не то, что греет тебя самого. Фильм о подростковой преступности «То ли правда, то ли ложь»или «Даёшь!»о «славном пути ВЛКСМ» огорчили своим холодноватым формализмом (индифферентностью – по отношению к теме картин). Парадные портреты партийного лидера советского Татарстана, фильм «Личное дело Фикрята Табеева» и знаменитого летчика, героя ВОВ, М.П. Девятаева картина «Крылатая Казань» - сделаны в старомодной (архаичной даже) манере, но эти документальные фильмы не лишены своеобразного обаяния – авторы ценят своих героев, неравнодушие «очеловечивает» мемориальные фигуры, не дает им «забронзоветь».
Программа обнажила значимые проблемы регионального кино. Четко обозначился разрыв между поколениями кинематографистов. Представители старшего и среднего поколений продолжают придерживаться тех традиций, которые были заложены Казанской студий кинохроники – в документальном кино (неумолчный голос за кадром, привычка все проговаривать, разъяснять) и национальным театром – в кино игровом (избыточность в подаче эмоций, декламация текста, вместо негромких, доверительных интонаций). Представители нового поколения ищут собственные пути, обращаясь то к эстетике комикса – короткометражка Тимура Садыкова «Как вызвать дьявола в домашних условиях», то к приемам европейского «интеллектуального» кино, что встретилось в кинокартине Михаила Волегова «Пневмония», интересно работают с наративом – прибегая к нелинейному повествованию, фабульным «вывороткам» и обманкам. Особенно хочется выделить независимый фильм «Вопреки» о молодом инвалиде, снятый автором-инвалидом Наилем Хайретдиновым – этот дебют на удивление зрел, покоряет интимность режиссерской интонации.
Дали знать о себе новые тематические тренды. Авторы фильма о позднем счастье пожилой деревенской женщины «Негез йорт», автор фильма Амир Галиаскаров, пытались раскрыть самобытность татарской ментальности. Тенденция «национального самопознания» в последние годы начала пробивать себе путь на татарский экран, но, к сожалению, благие намерения не увенчались пока достойным результатом. Мешают режиссерская робость, ориентация на «замшелые» образцы. Прорыв может случиться, если за национальную тему возьмутся неравнодушные авторы «нового стиля».
Тема столкновения в современном обществе секулярного и религиозного типов сознания– в новинку для кино Татарстана. Фильм «Халима», снятый кстати на русском, артикулирует ее на примере конфликта старшеклассников с девушкой, которая одевается и ведет себя иначе, чем принято в их группе. Картина не лишена шероховатостей, но она открывает новый тематический пласт – драматические коллизии органичные для национального кинематографа».
Таким образом, программа Дней качества подвела годовые итоги, и вместе с тем позволила заглянуть в будущее – представив панораму актуальных тенденций, стилей, возможностей, перспектив.
Ирина Ульянова
Начиная со второй конференции, 2015 года, стало привычным приглашать на обсуждение сторонних киноведов и критиков. В этом году это были кинообозреватель «Фонтанка», «Кино-театр», «Фильм.ру», «TameOut», «Синематика», «Независимое движение» и многих других. Участник и член жюри различных кинофестивалей, член экспертных советов в России и за её пределами, Иван Чувиляев из Санкт-Петербурга, И специалист по региональному кино, постоянный обозреватель журнала «Искусство кино», Член Гильдии кинокритиков России, член экспертного совета премии «Золотой овен», лауреат премии Гильдии кинокритиков России Сергей Анашкин (Екатеринбург).
На суд критиков и кинематографистов были представлено 15 документальных и игровых фильмов различной тематики. из них созданы за счёт государственного бюджета, остальные - независимые проекты. Каждый пришедший на конференцию кинематографист, критик или просто неравнодушный зритель, имели возможность высказать своё мнение. Картины оценивались с точки зрения соответствия теме лота, идейно-художественной ценности и потенциальной прокатной судьбы.
Подводя итоги конференции качества, приглашенные критики так отозвались о положении кино отрасли в Республике Татарстан:
«С одной стороны, очевиден рост: как минимум, радует число независимых проектов, - сказал Иван Чувиляев, - Их качество, по сравнению с моим присутствием на подобной конференции три года назад, тоже резко возросло. Это серьезное, профессиональное и самобытное кино, каждая из лент более чем достойна внимания, у многих из них высокий международный потенциал. Надо добавить, что практически каждой картине не хватает одного и того же: свежего глаза. И , конечно, дополнительного, пусть даже небольшого, финансирования. В случае с независимыми кинематографистами можно и даже нужно применять международную практику: поддерживать уже готовые проекты, выделять им средств на постпродакшн, оплачивать фестивальные взносы и т.д. В общем, желаю «Татаркино» теснее работать с молодыми независимыми авторами - это те инвестиции, которые принесут неоценимый доход».
С другой стороны, - посетовал критик, - существует практика "автоматического кино". Лент, в которых задание понимается буквально, а выполняется формально. Сказано - фильм про безопасность на дорогах, снимаем примитивную телевизионную социальную рекламу. Тут не никакого творческого подхода, да и выгоды Татарстан от этих лент иметь не будет. Стоят они дорого, что с ними в итоге делать неясно. Тратить миллион на телерекламу, которую два раза покажут в школах - баловство, порочная практика, которую нужно сворачивать. На мой взгляд, тут проблема только в исполнителях. Попади те же задания в руки молодых независимых авторов - результат был бы куда более серьезным и даже имеющим потенциал в прокате».
«В этом году Конференция качества скорректировала свою концепцию: ставка была сделана демонстрацию многообразия творческих поисков кинематографистов Татарстана. – рассказал он нашему корреспонденту, - Вот почему в программу вошли как фильмы независимых авторов, снятые без финансового содействия Татаркино, так и картины, созданные при государственном финансировании. Бросалось в глаза отсутствие на конференции Алексея Барыкина, его фильмов и его учеников. Без них панорама кино Татарстана остается все же неполной.
Должен признать – за последние годы средний уровень местных картин заметно вырос, фильмов любительского уровня в программе не оказалось. Конечно, попадались работы, сделанные для галочки: нужно держать свои студии на плаву, работать с малым бюджетом (большого не дали), снимать то, что заказано, а не то, что греет тебя самого. Фильм о подростковой преступности «То ли правда, то ли ложь»или «Даёшь!»о «славном пути ВЛКСМ» огорчили своим холодноватым формализмом (индифферентностью – по отношению к теме картин). Парадные портреты партийного лидера советского Татарстана, фильм «Личное дело Фикрята Табеева» и знаменитого летчика, героя ВОВ, М.П. Девятаева картина «Крылатая Казань» - сделаны в старомодной (архаичной даже) манере, но эти документальные фильмы не лишены своеобразного обаяния – авторы ценят своих героев, неравнодушие «очеловечивает» мемориальные фигуры, не дает им «забронзоветь».
Программа обнажила значимые проблемы регионального кино. Четко обозначился разрыв между поколениями кинематографистов. Представители старшего и среднего поколений продолжают придерживаться тех традиций, которые были заложены Казанской студий кинохроники – в документальном кино (неумолчный голос за кадром, привычка все проговаривать, разъяснять) и национальным театром – в кино игровом (избыточность в подаче эмоций, декламация текста, вместо негромких, доверительных интонаций). Представители нового поколения ищут собственные пути, обращаясь то к эстетике комикса – короткометражка Тимура Садыкова «Как вызвать дьявола в домашних условиях», то к приемам европейского «интеллектуального» кино, что встретилось в кинокартине Михаила Волегова «Пневмония», интересно работают с наративом – прибегая к нелинейному повествованию, фабульным «вывороткам» и обманкам. Особенно хочется выделить независимый фильм «Вопреки» о молодом инвалиде, снятый автором-инвалидом Наилем Хайретдиновым – этот дебют на удивление зрел, покоряет интимность режиссерской интонации.
Дали знать о себе новые тематические тренды. Авторы фильма о позднем счастье пожилой деревенской женщины «Негез йорт», автор фильма Амир Галиаскаров, пытались раскрыть самобытность татарской ментальности. Тенденция «национального самопознания» в последние годы начала пробивать себе путь на татарский экран, но, к сожалению, благие намерения не увенчались пока достойным результатом. Мешают режиссерская робость, ориентация на «замшелые» образцы. Прорыв может случиться, если за национальную тему возьмутся неравнодушные авторы «нового стиля».
Тема столкновения в современном обществе секулярного и религиозного типов сознания– в новинку для кино Татарстана. Фильм «Халима», снятый кстати на русском, артикулирует ее на примере конфликта старшеклассников с девушкой, которая одевается и ведет себя иначе, чем принято в их группе. Картина не лишена шероховатостей, но она открывает новый тематический пласт – драматические коллизии органичные для национального кинематографа».
Таким образом, программа Дней качества подвела годовые итоги, и вместе с тем позволила заглянуть в будущее – представив панораму актуальных тенденций, стилей, возможностей, перспектив.
Ирина Ульянова