Как санкции помогут развивать татарстанское кино

После того как многие голливудские и европейские кинокомпании отказали России в своих премьерах, встал вопрос, чем привлекать зрителей.
Татарстан часто становится съемочной площадкой для большого кино. В кадре - съемки сериала "Зулейха открывает глаза". Фото: Олег Тихонов/РГ
Татарстан часто становится съемочной площадкой для большого кино. В кадре - съемки сериала "Зулейха открывает глаза". Фото: Олег Тихонов/РГ

Корреспондент "РГ" пообщался с деятелями кинорынка и выяснил, есть ли у них возможность воспользоваться ситуацией и заполнить большие экраны страны.

Немного татарского

Миляуша Айтуганова, директор ГБУК РТ "Татаркино", утверждает, что санкции дают местному кинематографу шансы дойти до зрителя. На днях было получено хорошее предложение от Якутии. Всем известно, что якутское кино в последние годы имеет большой успех как в российских, так и в европейских залах. У региона есть пакет фильмов, которые они готовы передать Татарстану для проката.

Наша республика также создала собственный каталог, куда вошло 39 работ татарстанских режиссеров, созданных за последние годы, начиная от полнометражных фильмов и заканчивая анимацией. Его передали Якутии, чтобы там выбрали фильмы по вкусу и показали своим зрителям.

- Мы предлагаем и коммерческим сетям продукцию из Татарстана. Только их руководство базируется в Москве и оттуда диктует репертуарную политику, - говорит Миляуша Лябибовна. - И попадут ли в эти коммерческие сети региональные фильмы, я не знаю. Мое мнение таково, что регионы между собой быстрее договорятся, чем федеральные сети. У нас в Казани, да и в Татарстане в целом практика уже наработана. Мы постоянно проводим недели национальных фильмов, показываем фестивальное кино. Также имеется своя площадка - кинотеатр "Мир", а кроме того, сеть муниципальных кинотеатров. Даже в эпоху блокбастеров подобные показы собирали публику.

"Татаркино" устраивает показы региональных картин в основном там, где есть татарская диаспора. Это Оренбург, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург и Омск, а также Ханты-Мансийский округ.

- Как правило, гастрольные фильмы смотрят и татары, и русские, - уверяет Айтуганова. - А у нас все фильмы либо дублированные, либо с субтитрами. Почти в каждом регионе осталась государственная местная сеть кинотеатров, они-то и закупают после таких "гастролей" наши картины.

Говорим о прокате, думаем о "кирпичах"

Новый фильм режиссера Ильдара Ягафарова "Исенмесез" ("Живы ли вы?") сегодня идет в ограниченном прокате и в основном в муниципальных кинотеатрах. По словам режиссера, залы заполняются под завязку. Особенно если предполагается творческая встреча. К примеру, на недавний показ в Москве пришло 800 человек. В большинстве это, конечно, татары, но среди публики были и те, кого интересует неформатное кино, которое делается в России.

- Российская киноиндустрия не может создать достаточное количество кассовых проектов, - говорит режиссер. - В то же время коммерческие киносети пока не кинулись разбирать региональные ленты, в том числе татарстанские, для показа. Пусть эти картины не сделают большую кассу, но они всегда могут стать событием в культурной жизни города.

По мнению Ягафарова, в Татарстане отношение к кинематографу несерьезное. То, что происходило в отрасли в последнее время, он считает чудовищным. Сначала распустили Комитет по кинематографии, затем пришла очередь и казанской киностудии. Это привело к тому, что профессионалам негде стало работать. Из-за этого многие специалисты перебрались в Москву.

- Сегодня в республике действительно снимается больше фильмов, но чаще всего это короткометражки, и люди работают на голом энтузиазме. Но так полнометражную картину не сделаешь, - считает режиссер. - Да, президент Татарстана Рустам Минниханов помогает отрасли, но этот процесс очень хаотичный. Мы говорим о прокате, а на самом деле нужно задуматься о "кирпичах", то есть о том, что будем показывать.


В республике сегодня снимается большое количество фильмов, но порой люди работают на голом энтузиазме. Фото: Александр Эшкинин/РГ

По мнению мастера, система производства фильмов должна появиться не только в Москве и Питере, но и в других регионах. Люди должны смотреть и родное кино, и зарубежное.

- У любой великой нации существует сильный кинематограф, - говорит Ильдар Ягафаров. - Но почему-то до сих пор в нашей стране этого не понимают.

Что смотреть-то будем?

До недавнего времени в России отдельно существовали коммерческий прокат и фестивальный. Региональные фильмы никогда не были представлены на кинорынках.

- Режиссеры попросту не знают, как себя преподносить и как правильно упаковывать свой продукт, - говорит руководитель форума "Время кино" Альбина Нафигова. - Не выстроена система, по которой региональные фильмы легко могли бы попасть к массовому зрителю. Зачем владельцу кинотеатра париться и искать новый уникальный контент, когда ему каждую неделю сыпались потенциально коммерческие предложения, четко ориентированные на определенную аудиторию с качественными постерами? Сейчас, мне кажется, ситуация будет меняться.

По мнению Альбины Хакимзяновны, в кинотеатрах просто не хватит контента, чтобы привлечь зрителей. Уже сейчас они демонстрируют российские картины не первой свежести, типа "Брат-2", но надолго этого запаса не хватит. Выходом из ситуации могут стать кинопремии, которые вручаются в регионах. Каждый год составляется список фильмов-победителей, которые вполне можно показывать в мультиплексах. К примеру, некоторые кинопрокатные компании уже выказали интерес к каталогу картин татарстанской всероссийской кинопремии "Золотая тарелка".

- На фестивале мусульманского кино мы сделали отдельную секцию "Россия молодая", куда собирали работы кинематографистов со всей страны, - говорит Нафигова. - Потом этот проект превратился в премию "Золотая тарелка", и вот около пяти лет мы вручную, словно жемчуг, отбираем лучшие работы. Сегодня у нас в каталоге около двухсот картин, которые имеют все необходимые лицензии, и которые можно показывать в кинотеатрах. Но проблема в другом. Пойдет ли зритель?

Как утверждают специалисты, на протяжении тридцати лет зритель в России воспитывался на картинах, где главными героями были "Железный человек", "Капитан Америка", "Люди в черном", "Человек-паук"... А традиции советского кинематографа, который к тому же приносил неплохой доход в бюджет страны, были утеряны.

- Конечно, молодежь, воспитанная на комиксах Марвел, в кинотеатры на региональные фильмы вряд ли пойдет, - считает руководитель форума "Время кино". - Тут нужна ищущая пытливая аудитория. Чтобы раскрутить один кинотеатр, где мы показывали неформатное кино, пришлось потратить огромное количество сил и энергии. Подобных кинотеатров по всей России можно насчитать около 50. Пришла очередь мультиплексов, но, чтобы переориентироваться, необходимо какое-то время.

Альбина Нафигова утверждает, что пока сложно говорить, будет ли ренессанс татарстанского кинематографа. Качественный скачок произошел после выхода на экраны картины "Бибинур" в 2009 году. До этого один фильм в республике мог сниматься несколько лет, а сегодня можно насчитать с десяток картин за год.

- А дальше покажет время, насколько наше кино окажется конкурентоспособным именно в новых рыночных условиях. Сделаем мы ставку на жанровое кино или по-прежнему будем снимать драмы, рассчитанные на фестивали.

Между тем

Несмотря на все опасения, международный фестиваль мусульманского кино в этом году состоится в привычные даты - с 7 по 11 сентября. Мало того, он включен в программу празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Учитывая сложную политическую ситуацию, когда многие европейские, и не только, страны отказываются поставлять свои картины даже на фестивали, руководство вступило в партнерство с группой стратегического видения "Россия - исламский мир", в которой состоит 28 стран. Они-то и должны составить костяк конкурсной программы. Кроме того, традиционно свои работы представят Индия, Китай и Иран.


Источник: https://rg.ru/2022/04/21/reg-pfo/kak-sankcii-pomogut-razvivat-tatarstanskoe-kino.html 

Подпишитесь на рассылку
Получайте последние новости и будьте в курсе
грядущий событий