Миляуша Айтуганова представила каталог региональных фильмов на КМФМК-2022

Панельная дискуссия «Региональное кино России в современных реалиях» прошла сегодня на площадке Казанского государственного института культуры в рамках мероприятий деловой площадки XVIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Все мероприятия деловой площадки КМФМК-2022 проводятся при поддержке Министерства культуры России. 

A7C00381.jpg

Модератором дискуссии выступила исполнительный директор Казанского международного фестиваля мусульманского кино, директор ГБУК РТ «Татаркино» Миляуша Айтуганова. В обсуждении приняли участие кинорежиссер, сценарист, продюсер, секретарь Союза кинематографистов РФ Михаил Калинин, режиссер, продюсер, сценарист, Гендиректор продюсерского центра «ВГИК-Дебют» Федор Попов, руководитель направления по работе с кинотеатрами отдела репертуарного планирования «МТД Медиа» Инна Казакова, директор Центрального дома кино Екатерина Головня, генеральный продюсер «Хорошо продакшн» Наталья Иванова. Также в дискуссии участвовали зарубежные гости Казанского кинофестиваля из Египта, Ирана, Индии, Казахстана, Азербайджана, участники Казанского регионального рынка – представители киностудий «Башкортостан», «Сахафильм» и др. 

Объясняя выбор тематики панельной дискуссии, Миляуша Айтуганова подчеркнула, что кинематограф не только России, но и многих стран мира в связи со сложившимися реалиями находится в непростой ситуации. «В определенных странах наблюдается стагнация прокатной истории, в каких-то странах – настоящий кризис индустрии. В России многие кинотеатры испытывают колоссальный дефицит контента. Поэтому мы пригласили не только российских дистрибьютеров и кинопроизводителей, но и представителей зарубежных стран, подготовивших пакеты своих фильмов. Возможно, они будут интересны для нашего кинорынка», – сказала она. 

По мнению М.Айтугановой, зачастую именно кризис помогает найти выходы из ситуации, особенно в области культуры, дает толчок и стимулирует развитие. «Сегодня реалии таковы, когда нам нужно искать выходы из сложившейся сложной ситуации, связанной с киноиндустрией, прокатом и другими проблемами нашей индустрии», – подчеркнула она. 

Директор КМФМК также рассказал о проекте создания регионального каталога фильмов. «В прошлом году три региона РФ – Башкортостан, Якутия и Татарстан – договорились сделать региональный каталог фильмов. То есть собрать в единую базу фильмы, которые снимаются в наших регионах, – сообщила М.Айтуганова. – Мы хотим, чтобы пока на трех сайтах появилась база фильмов, из которой любой кинопрокатчик сможет выбрать заинтересовавший его контент». Включать в базу можно не только фильмы последних лет, но и интересные архивные картины. 

По мнению М.Айтугановой, создание такого каталога – перспективная идея, которую можно развивать совместно с другими регионами. «В итоге может появиться полноценный каталог регионального кино. Идея состоит в том, что человек, который интересуется именно этим продуктом, сможет выйти на связь и купить права на прокат. Пробивать потолок можно только таким способом», – считает она. 

М.Айтуганова также обратила внимание на проблему слабого присутствия региональных фильмов в федеральном прокате. «На сегодняшний день можно назвать единицы региональных фильмов, попадающих в федеральный прокат. Не говоря о том, могут ли они отбить деньги, вложенные в их производство», – посетовала она. 

A7C00475.jpg

В этой связи режиссер, продюсер, сценарист, гендиректор продюсерского центра «ВГИК-Дебют» Федор Попов представил выступление на тему «Национальный кинопрокат. Вчера, сегодня и завтра. Взгляд продюсера и режиссера». Говоря о слабом присутствии региональных картин в отечественном прокате, эксперт расширил тему, заявив в целом о слабом присутствии отечественных фильмов в отечественном прокате. «Я замечательно отношусь к американскому, европейскому кинематографу. Тем не менее, напрашивается мысль, что отечественный прокат нам не принадлежит. Слишком много было в нашем прокате «ненашего» кино. Но когда произошли известные события, и зарубежные компании начали уходить с кинорынка, ситуация поменялась», – заметил он. По мнению Попова, в России нет ни одного органа, который бы регулировал отношения в области кинопоказа – сейчас это стихийный рынок. 

Как подчеркнул Попов, чтобы отечественный прокат показывал больше наших картин, необходимо, чтобы снималось больше российского кино. «Сейчас ситуация такова, что залы освободились, и нам нужно что-то показывать, – подчеркнул гость. – Отечественный прокат должен нам принадлежать. В той же Южной Корее любят свое национальное кино. У них выстроена эта система. И нам нужны какие-то регулирующие механизмы, но действовать необходимо консолидировано». 

A7C00714.jpg

Интересная дискуссия развернулась и с участием иностранных гостей кинофестиваля. Режиссер из Казахстана Адай Абельдинов сообщил, что около 30% проката занимают казахстанские фильмы. Представитель Египта Ашраф Серхан привел аналогию между киноиндустрией и рестораном: если еда аппетитная и вкусная, то люди ее с удовольствием едят. Соответственно, и кино должно быть таким же – интересным, привлекательным, чтобы зрители его «съели». Абдусеттар Ярар из Турции признал, что зрителей в кинотеатрах стало меньше, причем, проблема актуальна повсеместна. В этой связи он отметил потенциал подрастающего поколения в качестве кинозрителей, а молодежь можно привлечь в кинотеатры только интересными проектами. «Только высказываясь уважительно, с любовью друг к другу, мы сможем привлечь молодежь в кинотеатры, заинтересовать ее» – убежден он. Все зарубежные гости выразили заинтересованность в прокате своих фильмов в России, а также показе нашего кино в своих странах. 

Завершая встречу, М.Айтуганова отметила: все, что происходит в киноиндустрии, отражает ошибки, допущенные ранее. В частности, допущение монополии голливудского кино. «Сейчас все в наших руках», – резюмировала она.

Подпишитесь на рассылку
Получайте последние новости и будьте в курсе
грядущий событий