На KazanForum-2023 обсудили перспективы развития копродукции в кино

Секция «Кинопроизводство как драйвер экономического развития региона» прошла 18 мая в рамках XIV Международного экономического форума «Россия — Исламский мир: KazanForum-2023» с участием экспертов в области киноиндустрии из Индии, Кыргызстана, Азербайджана, Беларуси, России. Основным вопросом обсуждения стало влияние кинематографа на экономику регионов, а также перспективы совместного кинопроизводства (копродукции).

Организаторами секции выступили Министерство культуры России и Минкульт Татарстана в лице учреждения культуры «Татаркино». Основной целью стало совместное определение стратегий развития национального кинопроизводства и международных проектов в области киноискусства для экономического развития территорий. Модератором выступил журналист и продюсер, член Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук Иван Кудрявцев, с недавнего времени программный директор Московского международного кинофестиваля.

В приветственном слове глава Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ, продюсер и киновед Дмитрий Давиденко подчеркнул, что поддержка регионального кино является одним из приоритетов. По его мнению, за последние годы интерес к национальному кинематографу заметно возрос. Подтверждением тому становятся награды на российских и международных кинофестивалях, а также лидерство регионального кино в местном прокате. «Я невероятно верю в то, что именно в регионах сосредоточено большинство талантливых, креативных людей. Все самое интересное - в регионах. Так что будем развивать это направление. За региональным кинематографом будущее, а не только за индустрией в мегаполисах», - убежден он.

По мнению Давиденко, любое сотрудничество дает возможность выхода на другой рынок, шанс заявить о себе. «Все мы люди, и у всех есть схожие темы, которые волнуют абсолютно каждого. Так что всегда можно рассказать киноязыком универсальную историю, которая будет интересна всем», - подчеркнул представитель Минкульта России.

Председатель Союза кинематографистов Кыргызстана Таалайбек Кулмендеев отметил, в 2022 году президент КР Садыр Жапаров подписал Указ «О мерах по развитию национальной киноиндустрии и дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки кинематографии». Одним из приоритетов обозначено развитие совместных проекты с зарубежными странами. Разрабатывается и программа «Снимай в Кыргызстане», чтобы создать необходимые условия для реализации совместных кинопроектов.

Во время своего выступления директор киностудии «Азербайджанфильм» Назим Хусейнов совершил экскурс в историю азербайджанского кино, которое отмечает в этом году 125-летие. При этом в 2023 году исполняется 100 лет с момента открытия киностудии «Азербайджанфильм». Он также рассказал об истории сотрудничества в реализации совместных кинопроектов. «Мы находимся в плотном взаимодействии с регионами России. Основная работа идет в области документального кино», - сообщил Хусейнов. В частности, ко Дню Победы в копродукции с Россией был подготовлен документальный фильм.

Назим Хусейнов также обозначил проблемы, связанные с производством копродукции. В частности, он отметил юридические и финансовые проволочки, связанные, прежде всего, с различиями законодательства в странах бывшего СССР. Перспективными гость из Азербайджана считает и другие формы сотрудничества - кинообмены, участие в фестивалях, проведение Дней кино. «Азербайджан достаточно активен в этом направлении, мы открыты предложениям. В части кинопроизводства мы можем предоставить все условия. В настоящее время прорабатывается вопрос более активного привлечения инвесторов», - отметил он.

Кинопродюсер, основатель и совладелец Indian Films (Russia), Zakа́ria Entertainment (India), доктор нейрохирургии Мохаммед Тахсин подчеркнул, что копродукция – действительно интересное направление для индийской стороны. С развитием интернет-платформ потенциал такого сотрудничества значительно возрос. «В Индии снимается очень разное кино, есть и серьезные арт-хаусные фильмы. Есть и развлекательное кино, которое всем нравится - с неизменными танцами. Ведь танцы - это часть нашей культуры», - подчеркнул он.

Мохаммед Тахсин отметил, что в Индии с созданием киноиндустрии как настоящей индустрии, с приходом инвесторов, кино стало бизнесом. По его мнению, банковский сектор в России пока не понимает, что киноиндустрия – это реальный, прибыльный бизнес. Бюджет среднего полнометражного индийского фильма он оценил в 12-15 млн долларов. Модерировавший дискуссию Иван Кудрявцев отметил, что средний бюджет российского фильма, как правило, не превышает 500 тысяч долларов. И только объединив усилия кинематографистов постсоветского пространства, создавая совместные проекты, можно выйти на съемки кино с бюджетом в 3-5 млн долларов. С такими картинами можно будет эффективно конкурировать на международном рынке.

Председатель Союза кинематографистов Республики Беларусь Виктор Васильев видит основной задачей киноиндустрии и копродукции в частности – воспитание молодого поколения в правильном ключе. По его мнению, российский и белорусский кинематограф объединяет общая историческая судьба и другие факторы. Причем, проекты копродукции Беларусь реализует не только в сотрудничестве с Россией, но также с кинематографистами Узбекистана и других стран СНГ. В настоящее время ведутся переговоры с индийской и сербской сторонами о перспективах реализации совместных проектов. «До пандемии у нас был буквально эшелон копродукции, но в последние несколько лет этот процесс немного замедлился», - отметил он.

Заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кино, секретарь Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин напомнил, что Фонд поддержки регионального кино был учрежден в 2022 году. В прошлом году отечественные документальные фильмы были поддержаны на 155 млн рублей. Также была проведена лаборатория «Формула пути» для региональных кинематографистов. Якунин анонсировал форум регионального кинематографа «Новый вектор», который пройдет этим летом.

Он также развеял миф, что региональное кино – это только фестиваль или только студия. «Региональное кино включает в себя практически все направления. Если одно направление будет провисать - то и другие тоже», - подчеркнул он. Якунин признал, что кино – действительно затратная статья расходов для экономики региона, однако именно выпуск кинопродукции способствует развитию туризма, созданию новых рабочих мест и др. «Практически во всех регионах кино более-менее развивается. Я уверен, что через 5-7 лет карта российского кино станет не менее многообразной и насыщенной, чем была карта советского кинематографа», - убежден он.

Одним из ярких примеров регионального кино, выстрелившего на федеральном уровне, Якунин назвал психологический этно-триллер «Микулай» казанского режиссера Ильшата Рахимбая с Виктором Сухоруковым в главной роли. Эту картину можно будет увидеть в прокате с 22 июня. Принимавший участие в работе секции Рахимбай признал: оставаясь в регионе можно снять фильм с хорошим актерским составом, нацеленный на зрителя, даже не имея связей и денег. Нужно лишь побольше уверенности в себе и бесстрашия.


Источник фотоматериалов: Фотохост-агентство РИА Новости
Автор: Александр Кряже
АНО "Дирекция спортивных и социальных проектов"
Подпишитесь на рассылку
Получайте последние новости и будьте в курсе
грядущий событий