На KazanForum обсудили коллаборации в кино
«Хочется, чтобы это были не только теплые душевные встречи»
Деловую встречу кинематографистов модерировал Российский кинопродюсер, член Совета Фонда поддержки регионального кинематографа, генеральный продюсер продюсерского центра "Мувистарт" Дмитрий Якунин. Он рассказал о деятельности Фонда, представил новые проекты и обозначил основные темы сессии.
Директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации Дмитрий Давиденко начал свою речь с практического пожелания: на форуме происходит немало встреч, но «хочется, чтобы это были не только теплые душевные встречи — чтобы итогами были проекты». При этом только с некоторыми странами подписаны соглашения о сотрудничестве в области кинематографии.
— В России есть поддержка национального кинематографа, — продолжил Давиденко. — Можно поддержать проект, который имеет удостоверение национального фильма. Такое удостоверение освобождает производителей от налогов. Но есть много требований, чтобы получить это удостоверение, получить государственную субсидию. И это связано с тем, что большинство участников съемок должны быть гражданами России, фильм должен сниматься на языках народов страны. Соответственно, очень сложно привлечь инвестиции из-за рубежа, войти в коллаборацию с зарубежными партнерами, не лишившись этого статуса. Для этого нужно получить статус копродукции.
Процесс переговоров идет: Россия подписала соглашения с шестью странами СНГ, есть договор с Германией, Канадой, недавно такой же документ подписали с Израилем.
— Время так изменилось, так изменилась геополитика, что сегодня самые частые и понятные встречи — с нашими странами СНГ, — указал Давиденко. — В частности, это Узбекистан. Я надеюсь, скоро будет подписано соглашение с ним.
«Наше государство придает огромное значение кинематографу»
Продюсер по производству «Узбекфильма» Сайера Худайбердиева подтвердила его слова, первым делом выведя слайд: в 2024 у ее страны запланировано участие в 24 фестивалях в 15 странах. В 10 странах пройдут Дни узбекского кино. Сейчас в работе — 11 совместных фильмов с дополнительным финансированием в 10 млн долларов.
— Наше государство придает огромное значение кинематографу, — отметила Худайбердиева. — В данный момент президент Шавкат Мирзиеев находится с визитом в нашем агентстве, надеюсь, он будет удовлетворен нашими победами, вложениями средств в кино. Наш кинематограф держится на плечах государства. Это 90% вложений — в фильмы, форумы, встречи.
Сейчас, к примеру, «Узбеккино» совместно с каналом «Культура» готовит цикл документальных фильмов «К истокам древних цивилизаций». С «Лендоком» планируются съемки фильма «Мечеть» о петербургском памятнике восточного зодчества. И потому, улыбаясь, отметила Худайбердиева, генеральный директор Санкт-Петербургской студии документальных фильмов Алексей Тельнов после Казани полетит не домой, а в Ташкент — там у него много дел. В частности, это фильм-сказка «Волшебный кувшин», возможно, работа над ним пройдет и в Казани.
Идет работа над фильмом «Насреддин и тайны шелкового пути», где героем также станет кукольник Джузеппе. Играют в нем куклы из Венеции, партнерами картины стали представители Италии и США. Съемки пройдут в Бухаре, Венеции, Милане.
Напомнила Худайбердиева и о фильме «Учитель» о казанском богослове Шигабутдине Марджани, который будет создан с «Татаркино». Имам Первой соборной мечети, как известно, долго учился в Бухаре.
При этом в Узбекистане сейчас — всего 100 кинозалов на 37 млн жителей. Но снимается там по 30 художественных и 40 документальных фильмов в год, не считая анимации. Открылся зарубежный филиал ВГИКа в Ташкенте, в котором учатся представители соседних республик и регионов.
Режиссер «Учителя» Салават Юзеев только что снимал в Белоруссии «Гору влюбленных», с помощью «Беларусьфильма» — его генеральный директор напомнил, что их студия всегда активно работала с Россией, рассказав, в частности, о новой картине Игоря Угольникова «Батька Минай. Партизанская легенда».
Теперь — с Белоруссией и Ираном
У Татарстана, как сообщила директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова, который работал с Казахстаном («Тарлан») и Узбекистаном («Сумбуль») появляются, помимо «Учителя», еще два международных проекта. О первом немного рассказал глава международного отдела иранского фонда кинематографии «Фараби» Раед Фаридзаде. Это картина «Я змея», роуд-муви о женщине, которая меняет себя через путешествия.
— Это абсолютно коммерческая история, — добавила Айтуганова. — Иран заинтересован, потому что ему интересно зайти на рынок со своей продукцией из Ирана — не только кино, но и по автомобилям. Там есть продакт-плейсмент.
С «Беларусьфильмом» и «Лендоком» «Татаркино» разрабатывает проект «Ник» — это остросюжетное кино о компьютерном гении Никите, который обожает аниме и живет в Иннополисе.
Как сообщил Алексей Тельнов, также готовится картина с Таджикистаном. «Тишина в горах» рассказывает о российском военном, который возвращается в места боевой славы: у него пропадает дочка. Работа должна была запуститься в мае, но случилось большое обсуждение при участии Министерства обороны, МВД, КГБ, теперь сценарий «переформатируют» и готовят к запуску осенью.
— Я преподаю во ВГИКе историю отечественного кино. Это кино и советского периода, — резюмировал Давиденко. — Когда мы его смотрим, то видим в заставках «Туркменфильм», «Узбекфильм», «Беларусьфильм». Имея такое прошлое, его нельзя делить. Это наше общее кино. И оно также и узбекское, и таджикское. И хочется, чтобы таких проектов было больше.
Источник: Сетевое издание «Реальное время»
Фотографии: РИА Новости Медиабанк