Обзор фильмов Международного фестиваля тюркского кино: киноповесть о любви и верности "Дерево Джамал"

С 21 по 25 марта в Казани пройдет I Международный фестиваль тюркского кино. В программу фестиваля вошли фильмы из 7 стран мира: России, Турции, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана и Туркменистана
В преддверии фестиваля, делаем для Вас обзор фильмов из каждой страны-участницы.

«Дерево Джамал»
Страна: Туркменистан
Режиссер: Ходжакули Нарлиев
Продолжительность 88 минут
Дата и время показа: 25 марта в 12:00
Стоимость:100 рублей

Киноповесть «Дерево Джамал» переносит зрителя в маленький туркменский поселок, примостившийся у самого подножия Копетдага. Название цепочки гор в переводе с туркменского звучит «многогорье». Речь, и правда, идет о горном хребте, служащим границей между Туркменистаном и Ираном, тянущимся с востока на запад, аж, на 650 км, при этом сильно изрезанном многочисленными реками. Однако, посёлку, о котором пойдет речь, ограниченному с одной стороны горами, с другой - пустыней, от Бога рек не досталось. Вода в посёлок доставляется железнодорожными цистернами с помощью редких поездов – единственной связующей нити с внешним миром. 

Мы оказываемся среди его обитателей в ставший привычным, но, тем не менее, всегда волнующий, момент – доставки воды. В калейдоскопе серьёзных и юмористических сценок нам становится близкой и понятной формула: вода – это жизнь. Понятны и величайшее уважение и восхищение, окружающее людей, что прибыли сюда тем же поездом для того, чтобы начать изыскательные работы. Благодаря их усилиям, в конечном итоге придёт в эти места рукотворная река – Большой Каракумский канал – и безводный край превратится в цветущий сад. Но это будет в конце картины, а пока своеобразным ориентиром, символом осуществившейся мечты становится единственное дерево, взращенное неустанным трудом главной героини Джамал.

Картины мирной жизни, составляющие светлую прелюдию фильма «Дерево Джамал» сменяют кадры, повествующие о начавшейся войне, а далее о тяготах, что неизбежно выпали на долю оставшихся в глубоком тылу женщин, стариков и детей. Пасти стада овец на далёких горных пастбищах – занятие не из лёгких, не каждому мужчине оно по плечу. С этим непривычным делом приходится справляться нежной и хрупкой Джамал. На помощь ей приходят раньше времени повзрослевшие дети: подвижная, улыбчивая Гузель, и мальчик Ораз, седобородые аксакалы, а главное сознание того, что её труд необходим горячо любимому мужу Назару. 

Кадр из фильма «Дерево Джамал»

5888.jpg

Однако, перед нами реальный мир, где порою берут верх злобная клевета, подлость и несправедливость.
Дуэт прекрасных актёров Майи Аймедовой (Джамал) и Баба Аннанова (Назар) рисует нам сложную эволюцию отношений главных героев. Поначалу ничем не омрачённый, прочный союз людей сильных, гордых и красивых, будет разрушен в испытаниях, выпавших на долю этой семьи.

Вернулся с войны Назар. Усталый, постаревший, без одной ноги, но вернулся. Отчего же так замкнуто и сурово его лицо?! Почему так боится встретиться он взглядом с женой?! Почему отрез алой ткани – подарок жене, что вёз так долго, он теперь, молча, кладёт на кошму?! А вместо слов радости, на вопрос дочки: «Это маме?» лишь резко, но еще не привычный к костылям, - неуклюже, поднимается, и идет к двери кибитки, на ходу бросая сыну: «Идём к отаре!»

В умении почувствовать, а затем, с помощью игры актёров и детальной разработки психологии поведения их героев, передать нерв этой сцены, - самобытный почерк режиссера Ходжакули Нарлиева.

Брутальный и волевой Назар в сложной ситуации оказывается слабее трепетной жены. Нет, до конца не верит он в подлый слушок, пущенный шкурником и мерзавцем, однако всё его существо доблестного солдата, вернувшегося с фронта в родные края инвалидом, возмущено самой возможностью появления молвы, пачкающей доброе имя и поныне любимой жены. Ложные представления о чести и мужская гордость мешают ему сделать то, чего вплоть до самого своего трагического конца ждёт не дождется Джамал - объясниться. 

Кадр из фильма "Дерево Джамал"

5887.jpg

Фильм «Дерево Джамал» основан на реальных событиях. Не случайно, Ходжакули Нарлиев снимал его в родном посёлке Сарп, где прошли его детство и юность, где, кажется, знакома ему каждая трещинка на твёрдой, белесой, солёной от солнца и пота пустыни.

«В народе есть мечта о большой верности! – говорит режиссер, рассказывая о фильме, - Все мы говорим «люблю», но любовь проходит. Люди не всегда могут исполнить то, о чём мечтают! А потому народ слагает легенды о верности. В нашем фильме много от легенды о высокой любви мужчины и женщины, которые вопреки всем тяжестям, всем трудностям любят друг друга!»

Режиссер фильма «Дерево Джамал» Ходжакули Нарлиев

Ходжакули Нарлиев.JPG

Но, справедливости ради, стоит заметить, что, по словам самого режиссера, «Дерево Джамал» еще и фильм о том, что подвиг, далеко не всегда разовое действие, совершенное в определенных сложных обстоятельствах. «Если душа человека богата силами для совершения героического, как у моей героини, то он делает это и в малом, повседневном!» - говорит он в одном из интервью.

Ирина Ульянова

Подпишитесь на рассылку
Получайте последние новости и будьте в курсе
грядущий событий