Шесть киноисторий внеконкурсной программы «Вне зоны доступа» должны перевернуть сознание общества или хотя бы научить людей быть терпимыми друг к другу. Герои этих фильмов нуждаются не в жалости, а лишь в понимании, что они имеют право быть членами общества, а всё, что им нужно, чтобы их принимали такими, какие они есть.
Обзор программы КМФМК-2017:Вне зоны доступа
Шесть киноисторий внеконкурсной программы «Вне зоны доступа» должны перевернуть сознание общества или хотя бы научить людей быть терпимыми друг к другу. Герои этих фильмов нуждаются не в жалости, а лишь в понимании, что они имеют право быть членами общества, а всё, что им нужно, чтобы их принимали такими, какие они есть.
Внеконкурсная программа фестиваля мусульманского кино, получившая ёмкое и точное название «Вне зоны доступа» имеет прямое отношение к основной концепции фестиваля мусульманского кино: «Через диалог культур к культуре диалога!», ибо она приоткрывает завесу жизни людей, инаковых, в чём-то отличающихся от большинства. Герои этих фильмов не нуждаются в сострадании, а лишь понимании, что они имеют право быть рядом с нами, и всё, что им нужно, чтобы их не считали наказанием Господнем, а принимали такими, какие они есть.
Картина Присциллы Анани из Республики Ганы, что на Западе Африки, один из примеров этому. В основу ее положена история, о женщине родившей ребёнка не похожего на многих остальных.
Фильм «Дети гор» начинается с перебранки соседок. Сорятся они из-за мусора, но мотив их неприязни друг к другу – мужчина. Эссуман - высокая, статная темнокожая молодая женщина, носит под сердцем ребенка от Эджаха, которого отбила у соплеменницы. Справедливости ради, стоит сказать, глядя на красавца Эджаха, не приходится сомневаться, что это не составило большого труда, очень уж охоч молодой мужчина до женского пола. Но, так или иначе, когда Эссуман рожает дитя с заячьей губой, не умеющие объяснить это явление с точки зрения науки, простые люди говорят о проклятии за грех, которым девушка запятнала себя. Эджах отказывается от отцовства, говоря, что он не мог произвести на свет «такое чудовище», и бросает, и малыша, и его маму.
Кадр из фильма:"Дети гор"
Но на этом злоключения Эссудан не заканчиваются, доктора констатируют у Нукки еще и синдром Дауна, а также церебральный паралич. Мальчика можно вылечить от внешних уродств, но необходимо ждать, когда в Гану приедут специалисты и смогут прооперировать малыша. «Тебе нужно собраться и быть сильной, будет нелегко. Не думай, ни о ком и не о чём, заботься только о нем», - говорит ей соседка и подруга, которая считает, что даже больной ребенок лучше, чем его отсутствие. Какие только испытания не проходит Эссуман пока ждёт приезда врачей, повинуясь советам доброжелателей: не раз становится жертвой шарлатанов, ссорится с подругой, делает попытки избавиться от малыша. "Нет справедливости в смерти! - скажет ей случайная прохожая, - Не мы выбираем детей, это они выбирают себе матерей."
В основу фильма положена реальная история, в роли малыша Нукку снималась девочка по имени Джессика Дабло из области Валто в Гане. Сразу после выпуска фильма на экраны ей была сделана операция и спустя два года она вместе с другими детьми своего возраста пошла в детский сад.
В четырехминутной картине «Изнутри» египетский режиссер Рами Эль Габри сумел рассказать целую историю, которая заставляет задуматься. Группа любопытных детей после увлекательного шоу по случаю дня рождения с участием клоуна-попуаса, пробирается в гримёрку, чтобы вновь увидеть понравившегося героя. Там они застают аниматора в неожиданном виде. Оказывается, за маскарадным костюмом он прячет от людских глаз врожденные дефекты своего лица и тела. Рука молодого человека инстинктивно тянется к маске, но дети дают ему понять, что им не важно, что он не такой, как они ожидали. Практически без слов, на одном визуальном ряде режиссер даёт зрителям посыл: в след за детьми принимать людей такими, какие они есть без оговорок и предрассудков.
Кадр из фильма "Изнутри"
Татарстанский режиссер Наиль Хайретдинов в своём фильме «Вопреки» расскажет зрителям историю двух влюблённых, один из которых, юноша, изуродован травмой. Отец запрещает Яне портить свою жизнь и карьеру, связывая свою судьбу с инвалидом. В финале автор даёт нам понять: беда может случиться с каждым, не стоит гневить небеса предвзятым отношением к людям.
Кадр из фильма:"Вопреки"
Светлый, оптимистичный фильм «Одно желание» режиссера Виталия Дубинина начинается со слов Омара Хайяма: «Я был в обиде на Творца, что не имел сапог, пока не встретил молодца, который был без ног». Документальная картина посвящена инвалидам-колясочникам. В центре внимания камеры три героя: Владимир, Максим и Ольга. У каждого своя история. Владимир Кучин прожил всю жизнь в детском доме, Максим Фазылов приехал в Сергиев Посад с Украины, Ольга чудом осталась жива благодаря матери, врачам и людям, собравшим деньги на её лечение. Эти люди никого не винят. Жизнь научила их не надеяться на помощь других, преодолевать препятствия и не останавливаться на достигнутом, они поняли, что проще самому организовать свою жизнь, сделать её удобной, чем просить кого-то об этом.Сегодня Ольга Нафагина-Кузнецова – фотохудожник, -её конёк атмосферная съемка,- автоледи, состоявшаяся женщина, жена. Владимир Кучин – студент социально-спортивного института. Все они, включая мужа Ольги, Владимира Кузнецова, игроки баскетбольной команды МБА и так ловко владеют мячом, что дадут фору многим абсолютно здоровым людям. Всё, чего они хотят, чтобы общество гордилось ими, видя в них красивых людей, жить и чувствовать свою нужность.
Кадр из фильма "Одно желание"
Фильм иранского режиссера Мохаммада Хамзеи «Господин Хабиб» - трогательная история о взаимоотношениях отца и сына. Болезнь Альцгеймера в корне изменила старика Хабиба. Он больше не может обходиться без помощи. Оттого сын Реза каждый день берет его с собой во время работы в такси. Не все клиенты довольны тем, что кроме них в автомобиле находится посторонний. Вначале принявшая спутника «в штыки», позднее пожилая женщина восхищается сыновней заботой. Её собственный сын, живёт от неё в десяти минутах ходьбы, но уже три месяца даже не интересовался её самочувствием. «Не у всех такие дети, как ты, которые бы о них позаботились в старости!» - вздыхает старушка. Реза на грани развода. Жена любит его, но устала от безденежья – все попытки открыть свой бизнес для Реза заканчивались крахом, только увеличивая и без того непомерный долг супругов. Слабое здоровье отца не позволяет делиться с ним своими проблемами, между тем тот считывает настроение сына по обрывкам фраз, долетающих до него. Однажды по вине отца, машину Реза угоняют. Хабиб так близко к сердцу принимает это происшествие, что едва остаётся жив, но, кажется, навсегда теряет дар речи и способность понимать происходящее. Однако, отношения отца и сына разлаживаются в другой раз. Реза узнаёт, что отец, однажды почувствовав себя лучше, продал землю, принадлежавшую ему, а деньги потерял.
Кадр из фильма:«Господин Хабиб»
Фильм китайского режиссера Чжан Вэй «Судьба» посвящен проблеме аутистов. Герою фильма Сихе свойственно чувство прекрасного, он с восхищением сморит на рисунки других детей, выставленные в классе художественного мастерства, его привлекают карты, чертежи и схемы, вероятно, он легко читает их. Но некоторые его поступки противоречат здравому смыслу и трудно поддаются корректировке.
Кадр из фильма "Судьба"
«Чистое небо и белые облака следуют за дождём!» - пишут тетрадках школьники. Но только не для родителей аутистов, инаковость которых настоящее бедствие для родителей, которым приходится постоянно извиняться за поведение своих детей. Мать Сиха, Лин, потеряла хорошую работу, постоянно находясь рядом с ним в детском саду, она готова сопровождать и в школе. Одноклассники рады видеть Сиха, даже после жестокого приступа, но не их родители, которые устраивают пикеты с требованиями передать социально опасного ребенка в специализированный интернат. Между тем, изоляция аутистов сопряжена со многими проблемами в их будущей жизни. Как правило, такие люди испытывают трудности в общении с окружающими. Как же можно адаптироваться в социуме, будучи изолированным от него? Режиссер показывает нам, что Сиха не единственный в своём роде. Аутист и брат Лин. Жители деревни дошли до того, что заковывают в цепь и сажают молодого человека в клетку, как дикого зверя. Параллельно основной рассказывается история юноши Зисянг. Из-за отставания в развитии, тот оказался в классе с детьми младшего возраста. Подросток, не осознавая правил приличия, мастурбирует прямо на уроке. За это на перемене за ним устраивается охота, загнав в угол, жестокие дети сдирают с него штаны и унижают, называя извращенцем и слабоумным.
Фильм Чжан Вэй в первую очередь о том, что общество не готово принять таких людей и терпеть их рядом с собой. «Мы не можем изменить их, но можем изменить себя! Общество должно быть открыто для понимания аутизма!» – говорит Лин с экрана, словно обращаясь к каждому из зрителей.
Ирина УЛЬЯНОВА