Панельная дискуссия в Казанском государственном институте культуры

В Казанском государственном институте культуры встретились представители киностудий, дистрибьюторских компаний, онлайн-кинотеатров, независимые продюсеры и режиссеры со всей России, а также ближнего и дальнего зарубежья, чтобы обсудить дальнейшее развитие кинематографа. Панельная дискуссия прошла в рамках регионального кинорынка деловой площадки XX Казанского международного фестиваля «Алтын минбар».

«Сегодня региональные фильмы и киноленты стран СНГ — локальное кино. Они отличаются своей аутентичностью, историчностью, колоритом и не только. Мы хотим поговорить о том, как сделать, чтобы эти фильмы находили своих зрителей, собирали больше денег в прокате, выходили на федеральные платформы и международную продажу», — обозначил тему дискуссии заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа, модератор встречи Дмитрий Якунин.

По мнению самого Якунина, проблема заключается в самой модели развития регионального кино: области делают акцент на кинофестивалях и кинокомиссиях.

«Это действительно ключевые направления киноиндустрии, но важно думать и о других векторах развития. Речь о кинообразовании, инфраструктуре, производстве, развитии киносообщества, кинопрокате и так далее. Нужно понимать, что фестивали и кинокомиссии — не панацея, куда эффективнее развиваться всесторонне», — считает он.

Он подчеркнул, что ситуация осложняется нехваткой кадров, образовательных программ, технической базы и отсутствием каналов дистрибуции.

Якунин призвал регионы акцентировать внимание на особенностях кинематографии, культуры и всего того, что отличает их от других, когда речь идет о составлении дорожной карты. «На базе этих преимуществ можно формировать свою стратегию», — добавил он.

Модератор встречи уверен, что при грамотном развитии у регионального кинематографа есть хорошие шансы завоевать свою публику. Достаточно вспомнить о фильмах с немыслимыми ранее для регионов кассовыми сборами: «Карина» (около 50 млн рублей), «Испытание аулом» (около 40 млн рублей) и других.

«Ранее региональные киноленты даже близко не подходили к этим цифрам, поэтому сегодня мы можем смело говорить, что у направления большой потенциал в плане проката. Причем не только в кинотеатрах, но и на онлайн-платформах и даже телеканалах».

Как отметила историк, культуролог, директор Нового института культурологии, научный сотрудник ВГИКа, докторант лаборатории моделирования практик и технологий межкультурного диалога в РФ РАНХиГС при Президенте РФ Нина Кочеляева, сегодня региональный кинематограф существует по одной из четырех моделей.

Первая тесна связана с кинокимиссией и рибейтами для приезжих киностудий, вторая модель замкнутая: регионы ориентированы на своего зрителя, третья связана с образовательной политикой и приездом крупных мастеров, которые готовят кинематографистов, четвертая — смешанная.

«Я бы выделила еще две наиболее перспективные модели, которые только зарождаются. Первая связана с жанровыми предпочтениями, то есть регион делает упор на что-то одно, вторая — копродукционная. Причем последняя может быть как со столичными студиями, так и зарубежными. В этой модели преуспел Татарстан, потому что республика успела снять успешные проекты: достаточно вспомнить копродукцию с Казахстаном (“Тарлан”)», — сказала Нина Кочеляева.

В свою очередь, программный директор Международного кинофестиваля «КиноБраво» Леонид Демченко предостерег, что столичные студии едва ли заинтересуются региональным кинематографом.

«Они заточены на то, чтобы снимать массовое кино. Их интересует соответствующий контент. Я призываю привлекать страны-партнеры, потому что многие из них заинтересованы в тех темах, которые мы можем предложить. Уверен, что на региональном уровне могут возникнуть сценарные наработки, которые будут им интересны. Если это случится, то тогда притянутся и деньги, и ресурсы», — сказал он.

Актер, режиссер, сценарист, продюсер, основатель киностудии «КавказФильм» Андзор Емкуж добавил, что если регионы через фильмы будут транслировать свою культуру, традиции, то начнут лучше понимать друг друга. «Мы придерживаемся этой стратегии, пропагандируем духовные общечеловеческие ценности. И по опыту фильма “Невиновен” видим, что она работает», — уверен он.

Генеральный директор ООО «Алма Пикчерс» Алмагуль Тлеуханова подчеркнула, что кинематографы часто не реализовываются из-за отсутствия финансирования. Но на самом деле, найти деньги для съемок не так трудно, как кажется. Главное — знать, где искать.

«Что касается сотрудничества с Казахстаном, самое простое — податься на питчинг Kazakh Cinema. Но нужно понимать, что центр поддержки делает акцент на идейную составляющую. Важно, чтобы фильм пропагандировал общечеловеческие ценности. Прежде всего, речь о семье, нравственности, проблемах молодежи, отцов и детей и так далее», — сказала она.

Алмагуль Тлеуханова заметила, что в последние годы подавать на совместные проекты стали меньше, а значит шансы выиграть очень высоки.

Успешным бизнес-кейсом поделилась коммерческий директор первого онлайн-кинотеатра кыргызских кинофильмов «Этномедиа» Асель Умарова.

«Мы создали нашу платформу четыре года назад: собрали все кыргызские киноленты  в том числе документальные, сериалы и прочее в одном месте. На сегодняшний день их больше 400. При этом мы не ограничились только своей территорией и открыли доступ для всех. Каждый месяц мы прирастаем на 20 тысяч пользователей, и сегодня можем похвастаться 800 тысячами, более 300 тысяч из которых — уникальные покупатели», — рассказала Асель Умарова.

Этими показателями платформа ограничиваться не планирует: до конца этого года проект выйдет на рынок Казахстана и Узбекистана. «В будущем мы хотим охватить весь тюркоязычный мир. Для нас это важно, так как интерес к региональному кинематографу растет, кинолюбители слышат об удачных картинах, но не могут посмотреть их», — заключила она.

Подытоживая дискуссию, Нина Кочеляева заметила, что региональный кинематограф сегодня находится в точке контрапункта: «Как раз сейчас развитие кинематографии, региональных, зарубежных, копродукционных проектов может пойти в разные стороны. И мы должны определить, какие это будут пути».

Напомним, XX Казанский международный фестиваль «Алтын минбар» проходитт с 6 по 11 сентября 2024 года. Девиз фестиваля: «Через диалог культур – к культуре диалога» призывает весь мир на языке кино к дружбе и сотрудничеству представителей всех национальностей и вероисповеданий.

Также отметим, фестиваль «Алтын минбар» вошел в перечень кинопроектов, поддержанных Министерством культуры РФ. Казанский международный кинофестиваль проходит при поддержке Раиса Республики Татарстан Рустама Минниханова и Министерства культуры России, а также в партнерстве с группой стратегического видения «Россия — Исламский мир».


Подпишитесь на рассылку
Получайте последние новости и будьте в курсе
грядущий событий