Рожи у них не того

Чем дальше от Великой Отечественной, тем свободнее чувствует себя писатель или режиссер, не говоря уж об актере, когда они касаются этой темы. В свое время критика с осторожностью воспринимала первые военные комедии, которые теперь стали классикой. В последние годы жанровая палитра военного кино стала расширяться уже без опаски, хотя наверняка не всем это нравится. Карен Шахназаров, посвятивший свой новый фильм отцу и всем людям его поколения, кстати, и сам в 60-е послуживший в армии в танковых частях, сначала продюсировал римейк «Звезды», который Николай Лебедев поставил в жанре триллера, от чего ни подвиг героев, ни острая к ним жалость не стали меньше, а теперь, в канун своего юбилея сам поставил первый фильм о войне.

В 2009 году роман Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый Тигр» попал в шорт-листы сразу двух премий – «Большая книга» и «Национальный бестселлер», но отзывы на него были не однозначны; писали, конечно, про святость войны, про чернуху и проч. Шахназаров не испугался оказаться непонятым и взялся экранизировать спорный текст, назвав фильм «Белый Тигр».

Скажу сразу: в сценарии, написанном им вместе с постоянным соавтором Александром Бородянским, роман сильно изменился и приобрел новый финал. Исчезла и «чернуха», и изображение советских солдат «как монстров»; главный герой превратился из «Ваньки-Смерти» в Ивана Найденова, которого очень сдержанно сыграл Алексей Вертков. (Правда, лица режиссер подбирал те, из прежнего времени, и не старался найти плакатных красавцев. И один из персонажей, увидев экипаж машины боевой «из самых лучших», мрачно замечает: «Рожи у них не тово…»). В экранизации усилилось сходство книги с романом Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит», а стало быть, и акцент на мифологическом звучании. Это в свою очередь предполагает особое восприятие реальности, и сама реальность предстает в ее высшем проявлении и принадлежит не только истории, но и современности. Архаичный сюжет драконоборчества приобретает здесь универсальный характер борьбы со злом, а в основе его оказывается мифоритуал жертвоприношения: главный герой отказывается от попыток восстановления своего прошлого, своей семьи, своего «я», чтобы исполнить миссию, мистическим образом заложенную в его сознание после второго рождения.

Действие происходит в конце войны, во время яростного наступления советских войск, сражающихся уже на территории Западной Европы. После одного из боев в лазарет поступает танкист, обгоревший на 90 процентов – выжить у него нет ни единого шанса. Но проходят дни, а боец продолжает жить, и буквально на глазах обожженное тело затягивается новой кожей. По меркам военного времени он годен к строевой – не беда, что лишился памяти, не знает, как его зовут и откуда он родом – танком управлять может, а имя ему дали новое – Иван Иванович Найденов. А еще обнаруживается, что он понимает язык танков, молится какому-то танковому богу, обитающему на небе, и одержим стремлением сжечь Белого Тигра – призрачного монстра, который заходит в тыл танковым соединениям и уничтожает одну машину за другой, оставаясь неуязвимым. И вот, подобно обезумевшему капитану Ахаву, преследовавшему по морям воплощение всемирного зла – белого кита, Найденов с маниакальным упорством ведет свой экипаж по полям войны, пытаясь уничтожить это исчадие ада. И никто не верит ему, даже ребята из экипажа сомневаются – в своем ли он уме, а поддерживает только майор Федотов (Виталий Кищенко), который уже и в собственный здравый смысл не верит.

Фильм Шахназарова напоминает не только роман Мелвилла, но еще и мистические триллеры Стивена Кинга, в которых оживают, становясь орудием смерти, машины. Танки – и советские Т-34-ки, и призрачный немецкий Белый Тигр, под аккомпанемент вагнеровской увертюры к «Тангейзеру» неумолимо ползущие в грязи, выплевывая живые факелы сидевших в них людей, кажутся живыми, страшными существами, порождениями войны, которая сама приобретает надмирную, мистическую суть бессмертной гидры.

Источник: "ИСКУССТВО КИНО"
Подпишитесь на рассылку
Получайте последние новости и будьте в курсе
грядущий событий