С 21 по 25 марта в Казани пройдет I Международный фестиваль тюркского кино. В программу фестиваля вошли фильмы из 7 стран мира: России, Турции, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана и Туркменистана
В преддверии фестиваля, делаем для Вас обзор фильмов из каждой страны-участницы.
«Саякбай. Гомер 20 века.»
Страна: Кыргызстан
Режиссер: Эрнест Абдыжапаров
Продолжительность: 82 минуты
Дата и время показа: 24 марта в 17:30
Стоимость:100 рублей
Удивительно, что имя великого киргизского писателя Чингиза Айтматова появится на фестивале тюркского кино не единожды. В фильме режиссера Эрнеста Абдыжапарова из Кыргызстана еще никому неизвестный Чингиз Торекулович Айтматов, будучи студентом литературного института в Москве, приезжает на каникулы к великому сказителю эпоса «Манас» Саякбаю Каралаеву. Его цель - понять, что из себя представляет это грандиозное сказание. Всё происходящее мы наблюдаем как бы глазами писателя. Несколько дней общения с пожилым манасчи не только погружают будущего писателя в реальный мир национального героя Манаса и в духовную культуру киргизского народа, но и помогают обрести покровителей его творчества, которые отныне будут сопровождать его на пути к всемирной славе.
Молодого Айтматова играет сын писателя Элдар Айтматов. И встреча молодого, еще мало известного киргизского писателя с народным артистом Киргизской ССР, поэтом и великим манасчи - исполнителем национального эпоса "Манас" не художественный вымысел. Известно, что Чингиз Айтмат в свое время жил в одном доме с Саякбаем Каралаевым, и любил подолгу беседовать с манасчы. Возможно, тогда Айтматов признал гениальность сказителя, и в одной из своих статей писал о нём:
«Исполнителем международного значения был Саякбай… Для сказывания эпоса о "Манасе" и точной передаче глубины и духа древности нужно быть не просто сказителем, но и артистом, художником и фантазером. И Саякбай, всю жизнь овладевавший искусством рассказа "Манаса", таким был... Песнь Каралаева полна сильных эмоций, тут вам и ритм, и страсть, и вдохновенье а затем - слезы, грусть, печаль. За ними же следует мужество героя, его решимость и отвага».
Кадр из фильма «Саякбай. Гомер 20 века»
Не случайно, писатель называл Саякбая Каралаева Гомером XX века.
Создавая фильм, кинематографисты постарались вместить в 80 минут все: быт, политику, войны, биографию Каралаева от рождения до смерти, его отношения с супругой, с любимым беркутом, а также мистические сцены с духом Манаса.
С детства мальчик Саякбай был отмечен Богом, хотя избранным себя никогда не чувствовал. Его мать три дня не могла разродиться им, и лишь когда позвали «святого» человека, заклинания которого высвободили дух Каныкей – суженой Манаса, раздался жизнеутверждающий детский плач. Второй раз встретит своего ангела хранителя – Каныкей (Элина Абай Кызы), мальчик в степи, где проблуждает в поисках сбежавших коз до темноты. «Проходи, мы тебя уже заждались!» - скажет она, приглашая его в юрту отведать разложенные там яства: спелые арбузы, сочные дыни, крупные гроздья винограда. Мальчик не сможет осилить такого изобилия. «Как жаль, великого сказания, ты смог вобрать в себя лишь маленький кусок!» - скажет женщина. Глубокий смысл этих слов в том, что при всем богатстве своего таланта, Саякбай успел высказать лишь часть того, что накопил его родной киргизский народ за многовековую историю своего существования.
В понимании этого, да еще в любви к своему народу кроется корень желания юноши сбросить оковы царской власти, освободив свой народ от гнёта безграмотности, дать ему возможность дышать полной грудью. За это борется в Красной армии молодой Саякбай. И всякое потрясение будет вызывать у него красноречие, когда через его уста будет литься Манас, вдохновляющих людей на подвиги.
Кадр из фильма «Саякбай. Гомер 20 века»
При этом в фильме божий человек не лишен самых простых человеческих черт. Замечательно показаны в картине отношения его с женой Бейшекан. В молодости, пока муж воевал с басмачами, пришлось молодой женщине натерпеться от трёх жен его брата. Гордая аристократка терпела их издёвки только ради того, чтобы дождаться возвращения любимого мужа. Но натолкнувшись на его холодность при встрече, когда на глазах родных не мог он проявить свои чувства, она седлает коня и покидает его.
Старик Саякбай постоянно понукает женой. Но строгость его напускная, эти двое бесконечно любят друг друга. «Благодаря тебе я сохранил благодать Манаса, - признается он в минуту откровения, - Смог бы я взлететь так высоко, не будь тебя, моих незаменимых крыльев!»
Талантливо сыграл заглавную роль комик и пародист Марат Жанталиев. «Многие сомневались, что он сможет сыграть Саякбая Каралаева, - признается Эрнест Абдыжапаров. - Но стоило Марату переодеться и загримироваться, в него как будто кто-то вселялся и подсказывал, как именно нужно играть. Просматривая отснятые сцены, актер сам удивлялся, насколько он похож на Каралаева».
Другим удивительным актёром в киноленте стал молодой беркут Карачолок. По сюжету он впервые появляется в момент, когда над безоружным юношей Саякбаем заносится клинок солдата царской армии во время подавления восстания киргизов в шестнадцатом году. Птица мощным клювом пробивает голову убийце. Трогательна сцена прощания с беркутом-другом старика Саякбая, когда птица внимательно слушает его речь, словно внимает словам человека, а затем взмывает в небо и долго кружит над героем.
«... Нельзя разделять сам эпос и Каралаева, все его движения, пластика, лукавый прищур глаз и голос, все это служит ему инструментом для перевоплощения в нужный ему образ. Каралев как будто сам являлся воплощением эпического начала, овеянный ветрами прошлого...» - писал о герое фильма когда-то Чингиз Айтматов. И именно такой, неотделимый от эпоса, настоящим сокровищем кочевой культуры киргизов получился Саякбай в картине.
Мировая премьера фильма состоялась на Международном Монреальском кинофестивале в 2017 году, на котором он получил награду «Лучший инновационный фильм».
Ирина Ульянова