14 мая 2019 года открывается 72-й Каннский фестиваль - один из самых престижных и влиятельных международных киносмотров. За многие годы существования фестиваля российские кинематографисты пользовались успехом на этом празднике кино. Мы вспомнили соотечественников, которые участвовали и стали лауреатами одного из старейших событий в мире киноискусства.
Единственным полнометражным советским (российским) фильмом, который выиграл главный приз фестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — остаётся картина «Летят журавли» режиссёра Михаила Калатозова, удостоенная этой награды в 1958 году.
Фильм «Великий перелом» режиссёра Фридриха Эрмлера получил главный приз — «Гран-при» 1-го Каннского фестиваля (в числе одиннадцати фильмов, награждённых этим призом в 1946 году).
Фильм «Большая семья» (1955 года) режиссёра Иосифа Хейфица — самый «титулованный» за всю историю Международного Каннского Кинофестиваля — завоевал 16 призов (в номинации «Лучший актёрский ансамбль» — 16 человек).
Фильм «Сорок первый» режиссера Григория Чухрая, в 1957 году получил специальный приз «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».
Гран-при получали советские фильмы «Солярис» Андрея Тарковского (1972), «Сибириада» Андрея Кончаловского (1979), «Покаяние» Тенгиза Абуладзе (1987) и «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова (1994).
Призом лучшему режиссёру награждались: Сергей Васильев («Герои Шипки») в 1955 году, Сергей Юткевич («Отелло») в 1956 году и («Ленин в Польше») в 1966 году, Юлия Солнцева («Повесть пламенных лет») в 1961 году, Андрей Тарковский («Ностальгия») в 1983 году и Павел Лунгин («Такси-блюз») в 1990 году.
Приза «Золотая камера» за лучший режиссёрский дебют удостаивались фильмы «Робинзонада, или мой английский дедушка» Наны Джорджадзе в 1987 году и «Замри — умри — воскресни!» Виталия Каневского в 1990 году.
Даже просто показ в основной конкурсной программе фестиваля считается успехом для картины и режиссёра. В новейшей истории России в неё попадали:
1992 — «Самостоятельная жизнь» Виталия Каневского (Приз жюри) и «Луна-парк» Павла Лунгина
1993 — «Дюба-дюба» Александра Хвана
1994 — «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова (Гран-при, Приз экуменического жюри) и «Курочка Ряба» Андрея Кончаловского
1998 — «Хрусталёв, машину!» Алексея Германа-старшего
1999 — «Молох» Александра Сокурова (Приз за лучший сценарий — Юрий Арабов)
2000 — «Свадьба» Павла Лунгина (Приз за лучший актёрский ансамбль)
2001 — «Телец» Александра Сокурова
2002 — «Русский ковчег» Александра Сокурова
2003 — «Отец и сын» Александра Сокурова (Приз ФИПРЕССИ)
2007 — «Изгнание» Андрея Звягинцева (Приз лучшему актёру — Константин Лавроненко) и «Александра» Александра Сокурова
2010 — «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» Никиты Михалкова
2012 — «В тумане» Сергея Лозницы (Приз ФИПРЕССИ)
2014 — «Левиафан» Андрея Звягинцева (Приз за лучший сценарий)
2017 — «Нелюбовь» Андрея Звягинцева (Приз жюри)
2018 — «Лето» Кирилла Серебренникова (Приз за лучший саундтрек)
В новейшей истории России в программу «Особый взгляд» попадали:
1992 «Счастливые дни» Алексея Балабанова и «Чекист» Александра Рогожкина
1995 «Время путешествия» Андрея Тарковского и Тонино Гуэрра, «Лев с седой бородой» Андрея Хржановского и «Музыка для декабря» Ивана Дыховичного
1997 «Брат» Алексея Балабанова
2001 «Ты да я, да мы с тобой» Александра Велединского
2006 «977» Николая Хомерики
2008 «Тюльпан» Сергея Дворцевого (Главный приз «Особого взгляда»)
2009 «Сказка про темноту» Николая Хомерики и «Царь» Павла Лунгина
2011 «Охотник» Бакура Бакурадзе и «Елена» Андрея Звягинцева (Специальная премия «Особого взгляда»)
2016 «Ученик» Кирилла Серебренникова (Приз Франсуа Шале)
2017 «Теснота» Кантемира Балагова (Приз ФИПРЕССИ)
2019 «Дылда» Кантемира Балагова
2019 «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой
В программу «Cinéfondation», существующую с 1998 года, попадали:
1999 «Левша» Юрия Кузина
2001 «Портрет» Сергея Лучишина (1-й приз)
2002 «Вальс» Эдгара Бартенева
2005 «Вдвоём» Николая Хомерики (2-й приз)
2008 «Гата» Дианы Мкртчян
2012 «Дорога на» Таисии Игуменцевой (1-й приз)
2015 «Возвращение Еркина» Марии Гуськовой (3-й приз)