Традиции, культура и своеобразие народного быта в фильмах Фестиваля тюркского кино

Прошёл еще один день I Международного фестиваля тюркского кино. Взяв курс на освещение традиций, особенностей культуры и своеобразия быта своего народа, этот корабль свободно идёт по волнам. 22 марта, в кинотеатре «Мир» прошли показы фильмов из Турции, Узбекистана, Азербайджана и Казахстана. Открыла второй день кинофорума картина турецкого режиссера Аталай Тасдикена «Поисковый двигатель». Эстафету подхватила «Дорога под небесами» режиссера Камара Камалова из Узбекистана. Азербайджан был представлен фильмом Октай Миркасыма «Привет тебе, мой ангел!» И завершил программу показ фильма «Старик», познакомивший зрителей с работой известного в Казахстане и за его пределами, режиссера Ермека Турсунова.
Одна из особенностей тюркского кино – его созерцательность. Действие фильмов разворачивается неторопливо, операторы тщательно фиксируют детали, будь то колокольчик в фильме «Привет тебе, мой ангел» или степь с её скудной растительностью в картине «Старик». Но именно эти детали становятся проводниками к пониманию чего-то главного и жизненно важного, мудрости.

В фильме Ермека Турсунова небольшая семья — старик, невестка и внук — ведет обычную и ничем непримечательную жизнь в далекой степи. Им нельзя ссориться, хотя их общение весьма ограничено. Им нужно уметь прощать и быть прозорливыми, чтобы не расплескать по дороге важные истины. Им важно жить по-людски и важно, чтобы старик успел передать своему внуку главные ценности этой жизни.

Великая степная мораль о необходимости делать добро и не ждать в ответ благодарности, о неспешном и несуетном течении времени без жажды наживы и богатств, о неприхотливости и самодостаточности, о неразрывной связи с легендарным кочевым прошлым нынешних её наследников.

Картина «Старик» условно разделена на две части, которые так же условно можно было бы озаглавить «Борьба и мир». Первая половина знакомит нас с заглавным героем картины – маленький морщинистый Касым, большую часть времени он проводит у телевизора, правда, зарубежные сериалы наводят на него тоску. А вот футбол невероятно бередит его нервы. В последнем, кстати, старик неплохо разбирается. Знает игроков и может сравнить их игру с той, что была раньше. Баранов своей отары – единственное богатство, что у него имеется, он называет именами мастеров кожаного мяча и голкиперов.
Деда явно не понимает его внук. Неслучайно тот ласково называет мальчика «Шайтанбеком» (Чертёнком), настоящие имя мы услышим лишь в финале фильма. Старый и малый, они словно ведут незримую войну между собой, причём оба тайно заботятся друг о друге.

Всё изменяется, когда Касым направляется со своей отарой на зимовье. Туман, внезапно упавший и застивший глаза бывалому чабану, заставляет его сбиться с дороги. Между тем богатые нувориши, приехавшие развлечься в степях за охотой на волков, пренебрегая советом старика не стрелять молодняк, раззадоривают волчицу мать, которая в ответ объявляет войну людям. Здесь стоит отметить виртуозную операторскую работу Мурата Алиева. Прекрасен бескрайний, величественный и при этом пугающе пустотой ландшафт. Но особенно впечатляют крупные планы. Волчица и ее стая, показаны умными, бесстрашными и хладнокровными хищниками. Сильно сделана сцена, в которой олицетворение самой Природы – волчица-мать и старик смотрят в глаза друг друга, готовые сразиться в схватке, которая для обоих может оказаться последней. Пронизывающий взгляд хищника, его спокойствие, заставляет стынуть кровь в жилах.

Смертельная опасность преображает старика. Касым, несмотря на возраст, демонстрирует ясность ума и находчивость. Увидев, что по его и отары следу несется стая волков, он в первое мгновение кричит от ужаса, а затем принимает единственно верное решение – со словами «Прости, Гаринчча, ты был самый старый! Выручи нас!» - он пускает кровь одному из баранов, волки бросаются на запах плоти, а старик получает возможность уйти от преследования.
Однако, это единственная жертва, - Касым отчаянно борется за каждого барана, особенно трепетна его забота о малыше ягнёнке, родившемся в критический момент борьбы со злом в лице волчьей стаи. При этом, режиссер через сны старика показывает его готовность к смерти. В забытьи, он, мальчишка лет пяти, заворожено смотрит на мать в белых одеждах, кормящую ягнят, эта картина манит его, но он всякий раз просыпается, чтобы жить и бороться с голодом, холодом и волками, ведь у него есть цель – направить внука учиться. Да ни куда-нибудь, а в Йельский Университет.

В финальных сценах тяга измученной души отделиться от израненного тела становится непреодолимой. Однако именно голос Яралы, внука, пришедшего ему на помощь, возвращает его к жизни. Игра непрофессионального актёра Ерболата Тогузакова в фильме «Старик», поражающая своей естественностью и неповторимостью была отмечена Призом за лучшую мужскую роль на фестивале "Киношок-2013".

Героине фильма Октая Миркасыма «Привет тебе мой ангел» - талантливой актрисе (Аян Миркасымова) выпадает на долю множество испытаний. На войне погибает любимый муж. При этом военкомат не признает за ней права пользоваться льготами вдовы погибшего офицера, так как они не были женаты официально. Окружающие сочувствуют Медине, однако, если её боль со временем не притупляется, то соседи, коллеги на работе постепенно забывают о её горе и о том, что она одна борется за существование, своё и своего малыша. А иные даже пользуются её беззащитным положением. Соседи задумали вытеснить её из квартиры, где она родилась, чтобы улучшить свои жилищные условия, прима и любовница режиссера в театре «задвигает» ее на эпизодические роли, доверчивостью её пользуются нечестные люди, снявшие ее в рекламе и, не оплатившие её труд. Между тем, чтобы заработать, женщина крутится как белка в колесе, подрабатывает «озвучкой» сериалов и мультфильмов, в детской студии танцев и рекламе. «Дело не в деньгах, - с горечью констатирует женщина, - А в том, что моя тупая, невезучая жизнь упорно меня колотит». Однако, измученная работой героиня Аян Миркасымовой не разу даже словом не попрекнёт непутёвого брата, который постоянно клянчит у неё денег, которые ей так непросто даются, и которые ей так нужны.

Мытарства героини рифмуются с известным фильмом В.Меньшова «Москва слезам не верит». Время расставило всё по своим местам, долготерпение и трудолюбие Мадины было вознаграждено, она обрела заслуженное признание и покой, оставшись верной памяти своего любимого, который стал её Ангелом.

Фильм оставляет приятное послевкусие. Примечательно, что Октай Миркасымов привозит в Казань уже второй свой фильм. Его лента «Умри отмщенным. Письма из прошлого» стала призёром X юбилейного фестиваля мусульманского кино.

Подпишитесь на рассылку
Получайте последние новости и будьте в курсе
грядущий событий