Международный культурный проект «Нуреевские сезоны» добрался до Казани. В прошлые годы его демонстрировали лишь в Москве, не было необходимого финансирования, чтобы показать его за пределами столицы. В 20-м году были предприняты попытки привезти проект в Уфу и Казань, но помешала пандемия. Однако организаторы не сдавались. Это международный проект для тех, кто умеет мечтать и ценить искусство. Несколько лет назад создатели проекта получили гранд. Деньги пошли на съёмку двух документальных фильмов, которые зрители смогут увидеть в 2023 году. Также на эти средства была создана фотоэкспозиция работ Грациано Аричи с неизвестными портретами Рудольфа Нуреева, проведена реставрация фильма «Венеция, Карнавал, Любовь» и сделаны субтитры к нему. Этот итальянский фильм 81 года стал последней работой Рудольфа Нуреева в кино.
В 2023 году будут отмечать 85-летний юбилей со дня рождения великого танцора. К этому событию специально подготовили две документальные ленты: «Рудольф Нуреев. Нездешний остров» и «Рудольф Нуреев». Последний танец». Свой последний танец артист исполнил в Будапеште, это была роль Ангела.
Своими воспоминаниями о Нурееве на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» с журналистами поделился балетмейстер Вячеслав Михайлович Гордеев, бывший солистом балета Большого театра в 1968-1989 годах. Образ Рудольфа Нуреева стал для него своеобразным маяком по жизни. Он восхищался его работоспособностью, называет его человеком необузданного темперамента, танцующим очень эмоционально, на пределе возможностей. Вячеслав Михайлович впервые увидел его в юности, однако знакомство состоялось уже в 1973 году во время гастролей в Нью-Йорке, где он выступал в театре «Метрополитен». Нуреев выглядел измученным, усталым, но упорно занимался каждое утро, чтобы быть в идеальной форме. У Нуреева было 200 спектаклей в год, тогда как у других не было и 60.
Находясь за рубежом, Рудольф Нуреев следил за теми, кого считали перспективными. Он осуществлял помощь нашим танцовщикам на западе, никого не бросал, помогал и советом, и деньгами. Он привлёк внимание общественности к балету, пропагандировал русский балет за пределами СССР. Новатор, преданный профессии – таким запомнил его Вячеслав Гордеев.
Для того, чтобы принять участие в проекте, в Россию приехала подруга великого танцовщика Лиза Сатилис. Она продемонстрировала картину, которую передала в дар организаторам «Нуреевских сезонов». Она назвала Нуреева «светом, коснувшимся земли», поделилась своими тёплыми воспоминаниями о том, как он приходил к ней в гости и продемонстрировала одно из украшений из её коллекции, которое ему особенно нравилось. Лиза сравнивала его талант с талантом Марии Каллас. Оба они были титанами, сделавшими реновацию, она в опере, он в балете, благодаря им, по мнению Лизы Сатилис, театр ожил. Она сравнивает народ Италии и России и находит, что между ними есть много общего – любовь к семье, традиционным ценностям, религии, гуманизм.
Художественный руководитель балета Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля Владимир Алексеевич Яковлев на пресс-конференции вспоминал счастливые глаза Нуреева, после того как он выступил в театре в роли дирижёра. Танцевать ему было уже сложно и он освоил новую сложнейшую профессию.
Директор ГБУК РТ «Татаркино» Миляуша Лябибовна Айтуганова назвала проект «Нуреевские сезоны» реабилитацией его имени и таланта. В кинотеатре «Мир» зрители увидят два художественных фильма и пять документальных лент. 23 марта в 18:30 в кинотеатре откроется выставка фотохудожника Грациано Аричи с неизвестными портретами Рудольфа Нуреева, до этого, в 17 часов, все желающие могут принять участие в возложении цветов к памятнику Нуреева. Все мероприятия в рамках проекта бесплатные.
Источник: http://kazan-journal.ru/news/novosti/v-kinoteatre-mir-startuyut-nureevskie-sezony